Огород часто помогал простым людям адаптироваться к трудностям.
Ф. Щербина так описывал огород черноморской станицы, хозяйкой которого была трудолюбивая казачка: «…Но между тем как заботы о разведении при усадьбе сада лежат преимущественно на черноморце, устройство огорода или огородчика составляет специальное дело черноморки. Огородчик считается ещё более необходимою принадлежностью малорусской усадьбы, чем сад. Как без сада для черноморца усадьба – не усадьба, так без огородчика для черноморки хата – не хата. Если сад имеет для казака-малоросса скорее эстетическое, чем утилитарное значение, то огородчик у заправской малорусской хозяйки тем более играет такую роль. Обнеся небольшой клочёк усадьбы, рядом с хатою, камышёвым заборчиком, черноморка обыкновенно ухитряется здесь насадить всевозможного добра – и маку, и гвоздичков, и мяты, и «любыстку», «чернобривцив», и «дзэндзиверу», и «рай-дэрэва», и васильчиков, и других цветущих и пахучих растений, рядом с неизбежною «цыбулею», укропом, «бураками», петрушкою, чесноком и т.п. Истинную гордость хорошей хозяйки на Черномории составляет обилие всего этого добра. Даже в тех случаях, когда, кроме огородчика, бывает при усадьбе ещёогород собственно для капусты, свёклы, картофеля и луку, – черноморка имеет обыкновение «соединять полезное с приятным», садить рядом с огородными овощами цветы и пахучие растения. Очень часто также в огородах и в особенности в огородчиках черноморки садят кустарники – преимущественно розу и крыжовник. Тут же «набожная хозяйка» не редко приткнёт «свячэну вэрбу», иногда раину, тополь, акацию и пр. Когда разрастутся эти последние, огородчик обращается в своего рода садик. Да и на самом деле разведение сада часто начинается благодаря именно такой похвальной привычке украшать древесными растениями огородчик…».
Огородничество на Кубани как вид самоснабжения встречается в мемуарах самых суровых периодов истории: «Кубанцы уважают овощи, которые, как мне говорили, годны только на корм свиньям, однако я в жизни не ел ничего вкуснее здешней маринованной капусты», – сообщал К. Э. Бекхофер, посетивший Екатеринодар во время Гражданской войны.
Огород - источник прокорма, но есть на огороде зачастую было "табу".
Проголодався, пирожкы булы, но йишь там на кухни, в хати. Как видно из примеров, в таких случаях пища получает иную, "нечеловеческую" номинацию – "кусок". Наиболее жесткий запрет касался потребления пищи на огороде: "Нызя йисты на городи, всэ чирвяк зъисть".
Относительно огородных работ тоже были свои традиции и приметы:
"На Пэтривку надо було, шоб вжэ лук, часнык, всэ выкопалы. В пэрву
очерэдь, если часнык нэ выкопалы до Пэтра и Павла, до двинацатого июля, значит, тоди будэ разламуваця, цэ пэрвэ ужэ було".
Источники:
1. Ф.А. Щербина.Земельная община кубанских казаков.
2. И. Ю. Васильев. Советская и постсоветская Кубань. Социальная история и повседневность села.
3. В.Воронин. Повседневный застольный этикет кубанских казаков.
4. К.Н. Бовтунова Е.Н. Трегубова. Примета в кубанском диалектном дискурсе.