Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Настройки отображения

Официальный сайт Администрации

Мы в социальных сетях

   VK60x60     OK60x60     

Это был первый из русских писателей, которого стали читать за границей. Никого до него Европа из русских не знала и не читала.

9 ноября — 205 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева.
Род Ивана Сергеевича Тургенева берет свое начало еще от Золотой Орды, от Мирзы, поступившего на службу к московским князьям. Предки писателя занимали ответственные места воевод, служили в армии или жили мирными помещиками.
Иван Тургенев родился в 1818 года в городе Орёл. Ваня был крупным мальчиком, мать писателя Варвара Тургенева писала: «Родился сын Иван, ростом 12 вершков…» В будущем «сын Иван» вырастет в почти двухметрового красавца.
Мальчик рос в семье Сергея Тургенева — офицера и героя Отечественной войны 1812 года. Отец Ивана вёл беспечный и праздный образ жизни, не задумываясь о своём финансовом положении. Из-за этого появились долги. Чтобы улучшить материальное состояние, Сергей Николаевич женился по расчёту на богатой Варваре Лутовиновой. Счастливым этот брак назвать нельзя из-за постоянных ссор, которые привели к разрыву в 1830 году. Отношения родителей оставили след на мировоззрении Тургенева, в повестях и романах которого любовь почти всегда быстро проходит.
Также на взгляды писателя повлиял характер матери. Варвара Петровна часто вела себя деспотично с сыном и крепостными крестьянами, била их. С раннего возраста Тургенев, испытавший на себе все «прелести» нравов помещиков, проникся сочувствием к крепостным. В будущем это сказалось на формировании политических взглядов писателя.
Тургенев был отлично образован. Обучившись дома грамоте и нескольким языкам у иностранных гувернёров, Иван Сергеевич поступил в пансион, а позже и на факультет словесности Императорского Московского университета. Переехав в столицу Российской империи, Тургенев перевёлся на философский факультет Петербургского университета.
В студенческие годы любимым занятием будущего классика было чтение. Тургенев, с детства знавший иностранные языки, свободно читал французских авторов. Благодаря матери, следившей за литературной модой, у Ивана Сергеевича была возможность ознакомиться с произведениями крупнейших отечественных авторов первой половины 19-го века. Фаворитами Тургенева были Николай Карамзин, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и Николай Гоголь. В этот же период жизни студент философского факультета начал писать свои произведения. Интересно, что сочинение прозы не интересовало Тургенева, молодой человек, вдохновившийся поэтами-романтиками, мечтал стать лириком.
В университете Тургенев был одним из лучших студентов. Получив степень кандидата философских наук, Иван Сергеевич решил продолжить образование. Для этого он отправился в Германию — Тургенев поступил в Берлинский университет, где изучал языки. Также, находясь на родине немецких классических философов, Тургенев погрузился в творчество Гегеля. Многие литературоведы и библиографы убеждены в том, что Тургенев был одним из самых образованных и интеллектуально развитых писателей-классиков.
Жизнь в Германии произвела на Тургенева огромное впечатление. Ещё в Петербургском университете он проявлял интерес к свободолюбивым идеям сокурсников. Именно жизнь за пределами России, позволившая Тургеневу увидеть другую модель устройства общества, окончательно сформировала западнические взгляды писателя.
Вернувшись на родину, Тургенев отнёс текст поэмы «Параша» Виссариону Белинскому — самому влиятельному литературному критику первой половины 19-го века. Несмотря на сырость произведения, «неистовый Виссарион» положительно отозвался о поэме Ивана Сергеевича.
Похвала Белинского мотивировала Тургенева творить и дальше. Помня об охоте — одном из своих любимых занятий, Тургенев взялся за написание прозаического сборника «Записки охотника». В каждом рассказе ощущается исконно русский национальный колорит. Тургенев с реалистической точностью отразил быт крепостных. Иван Сергеевич открыто говорил о том, с чем он решил бороться в своём художественном произведении: «…враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться…». «Записки охотника» начал публиковать журнал «Современник». Ходил слух о том, что император Александр II окончательно решился на проведение крестьянской реформы, прочитав рассказ «Бирюк», вошедший в «Записки охотника».
Продолжил обличать крепостное право Тургенев в рассказе, ставшем неотъемлемой частью современной школьной программы по литературе. Речь идёт о «Муму». Историю про бедного дворника Герасима Тургенев написал, находясь под арестом. Писатель полтора года провёл в своём имении из-за некролога, посвящённого Гоголю. Цензоры увидели в публицистическом тексте революционные настроения.
Однако стоит отметить, что Тургенев, заставший в Париже революцию 1848 года, возненавидел радикализм революционеров, неминуемо приводящий к уничтожению культуры и смертям невинных людей. Он был сторонником постепенных реформ.
В начале 1850-х годов рассказ «Муму», в основу которого легла реальная история из детства Тургенева, был опубликован в «Современнике». После этого Иван Сергеевич стал самым обсуждаемым писателем в России, о его произведениях говорили в книжных салонах. Так начинался путь Тургенева-прозаика.
После смерти царя-консерватора Николая I на русский трон взошёл более свободолюбивый Александр II. Это время стало настоящей оттепелью для русской прессы. Журналы и газеты, публиковавшие литературные произведения, открыли русскому читателю имена людей, которых сейчас называют классиками. И одной из самых ярких звёзд отечественной художественной прессы стал Тургенев.
Иван Сергеевич экспериментировал с жанрами произведений. Он написал несколько драм, активно создавал повести. Но в литературу Тургенев вошёл, в первую очередь, как выдающийся романист.
В 1850—1870-е гг. Тургенев создал свои главные романы: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь». Подход писателя к созданию своих книг навсегда изменил жанр романа.
Иван Сергеевич первым начал отражать в героях романов популярные социально-политические идеи. К примеру, Рудин, главный герой одноимённого романа, относится к типу «лишних людей», обладающих богатым внутренним миром, но не способных применить свои таланты на практике. Базаров из «Отцов и детей» — нигилист, отрицающий идеалы консерваторов и либералов. Главные герои романа «Новь» являются народниками. Из этой особенности следует вторая — каждый раз героем романа Тургенева становится новый тип человека, не похожий на предыдущих персонажей. Также автор «Отцов и детей» изменил читательское восприятие женских образов. Если раньше девушки чаще всего были второстепенными персонажами, то Тургенев показал читателям ярких героинь, выполняющих важные художественные функции. А ещё доказал, что роман не должен быть огромным по объёму, чтобы претендовать на звание великой книги. Краткий стиль изложения и чувственность Тургенева в будущем использовали такие писатели, как Ги де Мопассан, Иван Бунин и Александр Куприн.
Сначала Тургенев публиковал романы в «Современнике». Однако в 1860-е гг. ситуация осложнилась. Огромную роль в редакторском составе журнала начал играть настроенный радикально революционер Николай Чернышевский. Он сделал «Современник» более политическим журналом, на страницах всё чаще выходили враждебные либеральным идеалам Тургенева призывы борьбы с монархией.
Ушёл из «Современника» Тургенев, когда критик Николай Добролюбов опубликовал статью о романе «Накануне». В ней произведение Ивана Сергеевича рассматривалось исключительно с выгодного революционерам политического ракурса. Тургенев всю жизнь был сторонником принципа «искусства ради искусства», согласно которому любой объект культуры нельзя ставить в жёсткие рамки и навязывать через него мораль.
После ухода из «Современника» у Тургенева испортились отношения со старыми друзьями, чьи политические взгляды всегда были чужды автору «Дворянского гнезда». Тургенев перестал общаться с анархистом Михаилом Бакуниным. А социал-демократ Александр Герцен, уехавший в Лондон и издававший там «Колокол», разозлился на Тургенева за то, что писатель написал письмо Александру II, в котором Иван Сергеевич объяснял, что не имеет отношения к распространению подпольной прессы на территории Российской империи.
Впрочем, отношения у Тургенева складывались сложно не только с политическими деятелями, но и с писателями. Иван Гончаров заподозрил старого друга в плагиате. Из-за этого два Ивана перестали общаться.
Поссорился с Тургеневым и Лев Толстой. Иван Сергеевич как-то рассказал историю о том, как его дочь добровольно помогла крестьянам стирать одежду. Автор «Анны Карениной» не поверил в искренность родственницы Тургенева, о чём и сказал. Дело чуть не кончилось дуэлью. Писатели не общались около семнадцати лет, они помирились незадолго до смерти Тургенева.
Самыми сложными были отношения Тургенева с Фёдором Достоевским. Ещё в молодости они иронично отзывались о произведениях друг друга. Однако открытый конфликт между писателями начался, когда Достоевский вернулся с каторги убеждённым славянофилом, мировоззрение которого было полностью противоположно идеалам либералов-западников. Фёдор Михайлович обвинял Тургенева в непонимании русского народа и недооценке роли России в истории. В романе «Бесы» Достоевский даже вывел карикатурный образ западника в лице писателя Кармазинова, высмеивая некоторые черты характера и взгляды Тургенева.
После ухода из «Современника» Тургенев несколько лет сотрудничал с «Русским вестником» Михаила Каткова. А вскоре нашёл родную для себя стихию — начал работать с либеральным журналом под названием «Вестник Европы».
Начиная с середины 1860-х гг., Тургенев жил на территории Западной Европы, иногда возвращаясь в Россию. Находясь далеко от родных мест, писатель продолжал посвящать свои тексты, в первую очередь, жизни русских людей.
Почему же Тургенев уехал из России, если он так переживал за её судьбу? Всё дело в Полине Виардо — певице из Франции, которая всю жизнь была музой и любимой женщиной Тургенева. За ней писатель был готов бежать на край света, оставив всё.
Русская публика неоднозначно встречала романы, написанные в Европе. Достоевский говорил о том, что Тургенев исписался. Впрочем, сложно говорить об объективности Достоевского в оценке романов «Дым» и «Новь», так как личная неприязнь могла породить предвзятое отношение.
Зато европейская публика с радостью приняла книги Ивана Сергеевича, ставшего первым русским автором, способным похвастаться заграничной славой. Тургенев общался с крупнейшими западными писателями. К примеру, он лично встречался с Виктором Гюго, Мопассаном, Гюставом Флобером, Чарльзом Диккенсом и другими.
Тургенева приглашали на различные литературные конгрессы, а в 1879 году в его честь был организован пир в Оксфорде — «великан с серебряной головой» стал доктором гражданского права.
Несмотря на конфликты с Толстым и Достоевским, Тургенев пропагандировал их произведения в Европе. Именно автор «Отцов и детей», убеждённый западник, старался прославить русскую культуру на весь мир.
К слову, примирение между Тургеневым и Достоевским всё-таки состоялось. Произошло оно летом 1880 года в Москве. Тургенев приехал из Европы на открытие памятника Пушкину, чтобы выступить с речью о «солнце русской поэзии». Достоевский тоже был там. У них были абсолютно разные взгляды на творчество Александра Сергеевича, но ясно было одно — оба считали автора «Евгения Онегина» гениальным русским поэтом. Когда Достоевский закончил своё выступление, Тургенев даже подошёл к нему, чтобы обняться.
В последние годы жизни Тургенев решил вновь поэкспериментировать с жанрами. Он создал невероятно поэтичный цикл под названием «Стихотворения в прозе». В самом знаменитом произведении из этого сборника — тоска по родной России, которая чувствуется даже в Европе благодаря русской речи: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
В одной из своих последних повестей «После смерти (Клара Милич)» автор вовсе перешёл от реализма к миру мистики, предвосхищая русский Серебряный век.
Умер Тургенев в 1883 году во Франции. Похоронили его в Санкт-Петербурге. Многие читатели пришли на кладбище, чтобы проститься с любимым автором.
В историю русской литературы Тургенев вошёл как автор произведений, отражающих жизнь дворян и крестьян в России 19-го столетия.

2

Полина Виардо

3

Родители Тургенева