14 ноября 1788 года родился один самых знаменитых русских флотоводцев, Главный командир Черноморского флота и портов, открывший Антарктиду и воспитавший целую плеяду моряков.
М.П. Лазарев происходил из дворян Владимирской губернии, православный. Родился в семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества.
Трудно сказать, родилась ли мечта о море у среднего из троих братьев Лазаревых, Михаила, сама собой или была привита в отчем доме во Владимире. Известно точно, что в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге он был определен не один: вместе с ним туда же отправились учиться старший брат Андрей и младший, Алексей. Это было последнее, что успел сделать для своих детей отец Петр Лазарев, умерший в январе 1800 года. Дальнейшие хлопоты с оформлением и обучением братьев в Морском корпусе взял на себя друг семьи генерал-адъютант Христофор Ливен.
После окончания учебы в Морском корпусе в 1803 г. Михаил Лазарев в числе тридцати лучших гардемаринов пять лет стажировался в английском флоте, в чине мичмана начал службу в Балтийском флоте, в 1811 г. был произведен в лейтенанты. За 12 лет, начиная с 1813 и по 1825 гг., Лазарев совершил три кругосветных плавания, из которых особенно замечательным было второе, завершившееся открытием Антарктиды.
Кругосветное плавание в 1819–1821 гг. имело целью проникнуть к Южному полюсу, чтобы утвердиться в вопросе о существовании или отсутствии суши у Южного полюса, исследовать Антарктиду и южную часть Тихого океана. Для экспедиции были выделены два деревянных шлюпа: «Восток» и «Мирный». Командиром экспедиции и шлюпа «Восток» назначен капитан 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен, а командиром шлюпа «Мирный» - лейтенант М.П. Лазарев. Моряки находились в плавании 751 день, из них 527 дней шлюпы были под парусами, 122 дня плавание протекало во льдах.
Участники экспедиции обогатили географическую науку открытием шестой части света – Антарктиды, а также внесли вклад в такие науки, как океанография, этнография, климатология, ледоведение. М.П. Лазареву эти плавания дали ценный опыт, в том числе, в области воспитания личного состава.
В 1826 г. капитан 1 ранга М.П. Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа и линейного корабля «Азов», заложенного в Архангельске. В этот период проявились познания Лазарева в области кораблестроения. Тщательно изучив корабль, Лазарев применил 21 нововведение, «Азов» был признан лучшим кораблем и объявлен образцом для кораблестроения.
После окончания постройки «Азов» в составе русской эскадры был отправлен в Средиземное море для участия в боевых действиях против турецко-египетского флота на стороне Греции, восставшей против турецкого господства и провозгласившей свою независимость.
К берегам Греции были направлены эскадры трех союзных держав – России, Англии, Франции в составе 26 судов, имевших 1298 орудий. Турецко-египетский флот в составе 65 судов при 2106 орудиях находился в бухте Наваринской под защитой береговых батарей. Русской эскадрой командовал контр-адмирал Л.П. Гейден, имевший свой флаг на «Азове», командиром которого являлся капитан 1 ранга М.П. Лазарев. Сражение под Наварином произошло 8 (20) октября 1827 г., бой длился 4 часа, и результатом его явился разгром флота противника: было уничтожено до 60 судов.
Особенно отличилась во время сражения команда корабля «Азов», который вступил в бой с 5-ю турецкими кораблями, уничтожив их метким огнем. За героический подвиг «Азов» впервые в русском флоте был награжден Георгиевским флагом. За отличие в Наваринском бою М.П. Лазарев был произведен в контр-адмиралы. Отличились лейтенант Нахимов, мичман Корнилов, гардемарин Истомин – будущие сподвижники Лазарева, впоследствии герои Синопа и Севастополя.
В 1832 г. М.П. Лазарев был назначен начальником штаба Черноморского флота и портов, а в декабре 1834 г. – Главным командиром Черноморского флота и портов, военным губернатором Николаева и Севастополя. Перед Лазаревым стояли задачи заново создать флот, построить для него базы, воспитать личный состав, повысить боевую готовность. С Балтийского на Черноморский флот были переведены офицеры В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, Ф.М. Новосильский, А.И. Панфилов и др.
Боевая подготовка флота стояла в центре внимания главного командира флота. Большую роль в боевой подготовке и морской выучке личного состава Лазарев отводил крейсерству – боевой службе у побережья Кавказа. Богатство Кавказа привлекало внимание англичан. Английские эмиссары вели среди горцев антирусскую пропаганду, чтобы закрепиться на Кавказе. Только за 1830 г. на Кавказ было направлено около двухсот английских и турецких судов с военным снаряжением. Для пресечения провокационных действий у черноморского побережья Кавказа было установлено крейсирование кораблей Черноморского флота. В 1836–1849 гг. на Кавказе было высажено 8 морских десантов. На побережье была построена линия укреплений – форты Лазаревский, Вельяминовский (в районе Туапсе), Навагинский (в районе Сочи), в бухте Цемес (сейчас Новороссийск).
Воспитание офицерского состава на Черноморском флоте в 30-40 гг. XIX века целиком и полностью связано с именем Главного командира Черноморского флота адмирала Михаила Петровича Лазарева.
Созданная Лазаревым система обучения и воспитания явилась синтезом передовых российских взглядов и английской школы. Адмирал выработал систему, которая позволила уверенно и в относительно короткий срок готовить офицеров и матросов к их основному назначению. Система была создана на основе состязательности.
На пути формирования высокопрофессионального офицерского корпуса адмиралу приходилось преодолевать лень, высокомерие, безграмотность многих офицеров, в том числе и высокопоставленных. Одной из основополагающих составляющих облика морского офицера Лазарев считал моральную чистоту. Это был один из критериев подбора подчиненных и соратников. Это позволило подавить коррупцию на флоте и воспитать новое поколение офицеров. Лазарев не терпел угодничества и неизменно негодовал на всякое проявление подхалимства. Главными качествами, необходимыми офицеру, Лазарев считал любовь к службе и профессионализм. Для командира корабля и то и другое выражалось в содержании корабля и подготовке экипажа.
Лазарев справедливо полагал, что высокий профессионализм морского офицера не может формироваться в отрыве от практической деятельности. На корабле находящемся в плавании в то время моряки могли рассчитывать только на свои силы, знания и навыки каждого члена экипажа являлись залогом не только выполнения поставленных задач, но и сохранения жизни корабля и экипажа. Адмирал считал, что молодой офицер должен прекрасно знать свое дело, а для этого полагал необходимым, чтобы мичмана не чурались грязной и тяжелой работы, чем не всегда вызывал удовольствие высших чинов.
Подбор и воспитание соратников Лазарев начал еще во время кругосветных путешествий. Он отбирал наиболее грамотных и любящих службу офицеров, обучал, воспитывал, переводил вслед за собой с корабля на корабль и повышал в чинах и званиях. Так, П.С.Нахимов служил с Лазаревым, начиная с путешествия на «Крейсере», В.А.Корнилов и В.И. Истомин со службы на «Азове». В конце концов, эти офицеры, переняв идею и методику Лазарева, сами стали обучать и воспитывать подчиненных, тем самым развивая школу Лазарева далее. Михаил Петрович производил отбор людей по принципу профессиональной пригодности (приоритетным были талант и способности), а затем старался привить им требуемое отношение к службе и взгляды на жизнь.
Воспитанные Лазаревым офицеры составили костяк обороны Севастополя и во многом явились тем фактором, который позволил защитникам города в течение 349 дней выдерживать осаду значительно превосходящих по количеству и вооружению сил противника. В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин геройски погибли под Севастополем. Многие из оставшихся в живых лазаревских офицеров стали впоследствии адмиралами и заняли ключевые посты в системе военного и государственного управления.
Адмирал требовал от начальников уважительного отношения к подчиненным. Только в таком подходе Лазарев видел путь укрепления авторитета офицера и создания на корабле сплоченного экипажа, способного выполнить в любое время все поставленные задачи. Однако нельзя не отметить чрезвычайную жесткость Лазарева и воспитанных им офицеров к подчиненным. Если выделить главное из того, что зародилось при Лазареве, то основу его воспитательной и учебной системы можно свести к следующим положениям: - Любовь к Родине – главный стимул, определяющий все поступки офицера и матроса, вплоть до самопожертвования во имя блага и чести Отечества. Естественным следствием этого являлось убеждение, что выполнение служебного долга - священная обязанность воина.
М.П. Лазарев 17 лет стоял во главе флота и много сделал для укрепления боевой мощи Черноморского флота, подготовил город и флот к обороне Севастополя.
Михаил Петрович Лазарев умер 11 (23) апреля 1851 г. на 63-м году жизни в Вене. Там адмирал и был похоронен в церкви российского посольства, причем в последний путь его провожали с воинскими почестями под гром салюта из 36 пушечных выстрелов.
Позднее по просьбе вдовы Лазарева его прах, несмотря на то, что австрийские законы этого не допускали, был отправлен в Россию. 2 мая 1851 года гроб с останками адмирала погрузили на пароход «Силач» и доставили в устье Дуная, где с почестями перенесли гроб на другое судно. На родину тело Лазарева доставил с почестями его любимый ученик В.И. Истомин на пароходе «Владимир», который пришел в Севастополь утром 5 мая. На следующий день прах Михаила Лазарева упокоился в склепе в основании Владимирского собора. Позже собор стал главной усыпальницей знаменитых черноморских адмиралов — Лазарева, Нахимова, Корнилова и Истомина.
Вид г. Владимира. Место рождения М.П. Лазарева 1852 г. Литография Г.- В. Тимма
Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев на мостике «Востока». Гравюра по рисунку художника Павла Павлинова, 1953 г.
Портрет адмирала Михаила Лазарева работы художника Георга фон Ботмана, 1873 год