Его имя стоит в одном ряду с фамилиями великих оружейных конструкторов Мосина, Токарева, Дегтярёва, Калашникова, Шпитального, Шпагина и многих других.
15 ноября исполняется сто один год со дня рождения знаменитого Игоря Яковлевича Стечкина.
Среди отечественных оружейников, увековечивших свои имена множеством знаменитых образцов оружия, Игорь Стечкин стоит особняком. Его прославил один-единственный пистолет, но зато какой! Автоматический пистолет Стечкина, или АПС, снискал настоящую любовь бойцов спецподразделений, оценивших его высокую точность, емкий магазин и возможность стрельбы очередями. Но в действительности у тульского конструктора было гораздо большее число образцов огнестрельного оружия, пользователями которых тоже становились в основном спецназовцы.
Игорь Стечкин родился в 1922 году в городе Алексине Тульской области в семье врача. С раннего детства Игорь полюбил слесарное дело, что быстро поняли и соседи. К нему приносили в ремонт самую разнообразную утварь – от старинных часов до мебели. Случалось, ремонтировал он и что-то из оружия. Его после гражданской войны и у соседей тоже хватало.
С детства интересуясь оружием, по окончании школы он подал документы в Тульский механический институт (ТМИ) на оружейно-пулемётный факультет. Начавшаяся война внесла свои коррективы: в 1941 году Стечкин оказался в Ижевске, где был зачислен в эвакуированный Московский институт имени Баумана. Однако год спустя молодой конструктор принял решение вернуться в Тулу — он перевёлся в ТМИ, где проучился до 1948 года.
Темой его дипломной работы был самозарядный пистолет калибра 7,65 мм. За основу дипломного проекта Стечкин взял схему Браунинга 1897 года и браунинговский же патрон. Однако конструкция пистолета была им усовершенствована: в частности, оригинальной компоновкой с курком, расположенным внутри кожуха-затвора. По тем временам вполне новаторский ход. Что особенно примечательно, некоторые другие решения совпали с идеями Макарова, трудившегося над своим ПМ. А ведь Стечкин был ещё студентом, а не опытным оружейником. Словом, дипломная работа произвела впечатление на квалификационную комиссию. Есть известная история о том, как во время защиты кто-то из членов комиссии усомнился, что эта разработка может стрелять.
«Можно я продемонстрирую?» – невозмутимо поинтересовался студент.
После чего вынул из кармана пистолет и в присутствии комиссии несколько раз шмальнул вверх холостыми патронами. Комиссия, конечно, была в шоке – чистейшее ведь хулиганство. Однако на судьбе «экстремиста» это никак не сказалось – студентов, которые могли не только проектировать, но и своими руками что-то делать, и в те времена были единицы. Все это можно было бы тоже посчитать красивой легендой, если бы тот самый пистолет не хранился сейчас в музее института. А на 75-летие мастера преподаватели кафедры привезли юбиляру тот самый экспонат и вновь дали подержать его в руках.
По окончании института Стечкин был распределен в ЦКБ-14 на должность инженера, где занимались разработкой стрелкового оружия. Получил пропуск, который остался единственным на всю его жизнь.
Перед конструктором поставили задачу — сконструировать оружие, которое бы сочетало функции пистолета и пистолета-пулемёта. Новый вариант пистолета был представлен комиссии в 1949 году: на полигоне из него было сделано свыше 20 тысяч выстрелов. Испытатели пришли к выводу, что «стечкин» значительно превосходит «Астру 903» во всех режимах стрельбы и не уступает пистолету-пулемёту ППС-43. Последовавшие войсковые испытания подтвердили выводы комиссии ГРАУ. В 1951 году образец принимается на вооружение под обозначением «Автоматический пистолет Стечкина», сокращённо — АПС (индекс ГРАУ 56-А-126).
Однако звезда «стечкина» потухла, не успев разгореться — несмотря на то, что в 1952 году конструктор получает Сталинскую премию, буквально через пару лет пистолет снимают с производства. Как и немецкий «Маузер», АПС оказался чрезвычайно дорогим и сложным в производстве. «Роллс-ройс» от мира стрелкового оружия, «стечкин» требовал мастеров высокой квалификации, точной подгонки и обработки деталей, а конкурировал с образцами уже уходящей эпохи. В итоге танкистов и лётчиков оказалось разумнее вооружить укороченными автоматами Калашникова; дёшево и сердито.
В 1979 году в Афганистан вводится Ограниченный контингент советских войск, среди которых — отряды специального назначения ГРУ.
Для спецназа СССР Афганистан стал своеобразным «звёздным часом»: обладающие превосходной подготовкой, включая специальную горную, эти подразделения могли эффективно действовать там, куда линейные части попросту «не дотягивались»; созданная для глобального противостояния армия была плохо приспособлена для «ловли блох», то есть борьбы с партизанами. Однако тактика действий в отрыве от бронетехники и артиллерии повышала требования к экипировке бойцов, возрастала роль стрелкового оружия. То, что подходило всем, спецназу зачастую не годилось.
На узких улочках кишлаков, стиснутых глинобитными дувалами, или внутри помещений автоматы и пулемёты зачастую оказывались недостаточно разворотистыми; а пистолет Макарова в условиях огневого противостояния зарекомендовал себя сущей игрушкой: маломощный, малозарядный, с короткой прицельной линией. Вот тут бойцы особого назначения и вспомнили о пылящихся на хранении 20-зарядных автоматических «стечкинах». Вскоре эти пистолеты, снабжённые глушителями, стали одним из символов спецназа.
Сложившийся ореол «крутости» сделал АПС сверхпопулярным оружием, настоящим героем боевиков — как на экране, так и в жизни. После развала Союза стрёкот «стечкиных» раздавался во всех горячих точках бывшего СССР. Не только превосходные характеристики, но и высокое качество отделки превратили его в «шикарную», статусную вещь, обладать которой желали все: армейские офицеры, полевые командиры, сотрудники правоохранительных органов, бандиты и просто сильные мира сего, изыскивавшие возможность получить «стечкин» в качестве наградного оружия.
До последних дней своей жизни Стечкин работал в Центральном конструкторском исследовательском бюро спортивного и охотничьего оружия – филиале знаменитого КБП. Он соавтор противотанковых ракет «Фагот» и «Конкурс», разработчик автомата «Модерн», автомата повышенной эффективности «Абакан», револьвера «Кобальт». Среди его великих изобретений – девятимиллиметровый автоматический пистолет, который стоит на вооружении спецназовцев. В послужном списке Стечкина значилось ёмкое сокращение «и др.», за которым спрятались 60 разработок и 50 изобретений.
Несмотря на свой огромный авторитет и известность, Стечкин, как уже сказано, жил чрезвычайно скромно. Даже о личном автомобиле речи не заходило. Не было в доме и шумных компаний. Если только изредка приходили в гости друзья детства Игоря Яковлевича.
Игоря Яковлевича не стало 8 ноября 2001 года. Совсем недолго не дожил он до семидесяти девяти лет.
Стечкин, несмотря на всю свою известность, так и не был почётным гражданином Тулы. Зато он был лауреатом Сталинской премии, награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями. В 1992 году, к 75-летнему юбилею, ему было присвоено звание «Заслуженный конструктор Российской Федерации».
Игорь Яковлевич Стечкин
Автоматический пистолет Стечкина
Бесшумный револьвер Стечкина, созданный по заказу российских специальных служб
Испытания АПС