Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Настройки отображения

Официальный сайт Администрации

Мы в социальных сетях

   VK60x60     OK60x60     

По словам старого пластуна М. Седых молодым казакам, вышедшим «попластуновать», «старики наказывали непременно приносить головы побеждённых врагов, с целью удостовериться в отваге и ловкости их.

Если кто из «новоиспеченных» пластунов рассказывал о встрече с черкесом и приходил с пустыми руками, то его упрекали в трусости, называли его бабой и долго язвительно смеялись над ним. Такой был закон воспитания пластунской молодёжи. Бывало, юноша лет 16-ти употребляет все усилия, чтобы добыть вражью голову, и гибнет, в большинстве случаев, в борьбе с хитрым и отважным горцем. Поговорят о неудачнике, погорюют и скоро забудут, а удастся победить – его хвалят «Добре, добре, сынку! Зараз выдно, шо с тэбэ выйдэ гарный пластун».
Современники так описывали пластуна уже периода Первой мировой войны: "Природный вояка, покрывший свое казачье имя громкой
славой и в эту войну, пластун ко всему привык, и в жилах его не даром течет бурная кровь лихих предков запорожцев, а природный юмор – отличительная черта старого Запорожья, передался с веками пластуну и не покидает его и здесь на войне, шутки и остроты, нередко очень меткие, так и сыплются со всех сторон".
У Федора Елисеева встречаем тоже примечательный отрывок:
"На Диадинском перевале — большой привал. Подошел головной батальон 2-й Кубанской бригады. Они раскинулись между нашими казаками, быстро сбросили из-за плеч свои «сыдиры» (походные вещевые мешки), достали хлеб, сало, консервы и с большим аппетитом начали есть, как всегда у казаков, перебрасываясь между собой разными шутками. Мимо нас проходил крупный и нарядно-важный генерал Абациев на высоком и лощеном коне. За ним — его штаб. Наши казаки-кавказцы да и господа офицеры впервые его увидели, почему и вглядывались в столь импозантного и крупного казачьего генерала. Пластуны же, увлекшись едой и, естественно, желая отдохнуть, совершенно не обращали на него внимания. К тому же они уже его видели не раз как начальника Эриванского отряда. И вдруг Абациев громко вскрикнул:
— Вста-ать! ...Смиррно!
Большинство казаков поднялись на ноги и отдали ему честь. Он проследовал дальше, не повернув даже и головы в нашу сторону.
— Шо цэ?! ... ышь...якый жыгыт... — услышали мы голос какого-то пластуна позади нас. Мы переглянулись с Леурдой и засмеялись.
По уставу на привале и на биваке не подается команда «Смирно», чтобы не беспокоить воинских чинов на отдыхе. В данном случае пластун-черноморец своеобразно вынес свой протест, почему нам и было смешно."

Источники:
1. О.В. Матвеев. «Хлопцы при пластунах»: период ученичества.
2. Сотник М. Зенченко. Тревога.
3. Ф.И. Елисеев. Казаки на Кавказском фронте (1914-1917).

Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».