Многие из нас знают Валерия Брюсова как русского поэта, на стихи которого писали свою музыку композиторы Сергей Рахманинов, Александр Гречанинов, Михаил Гнесин, Рейнгольд Глиэр.
Кроме того, Брюсов был автором пьес, переводчиком, редактором журналов, руководителем литературного института. Этого поэта литературоведы называют одним из основоположников русского символизма.
Валерий Яковлевич родился в Москве 13 декабря 1873 года. Его дед по материнской линии, Александр Бакулин, был купцом и поэтом, автором «Басен провинциала». Кузьма Брюсов, дед будущего поэта по отцовской линии, был крепостным. Он сумел выкупиться на волю, уехал из Костромской губернии в столицу, стал заниматься торговлей, купил особняк на Цветном бульваре, где его знаменитый внук жил в течение 32 лет.
Отец будущего литератора, Яков Кузьмич, писал стихи, сочувствовал революционерам-народникам. Он был очень азартным человеком, увлекался скачками, растратил все свое состояние на игру в тотализаторе. На воспитание сына родители обращали мало внимания. В четыре года мальчик уже умел хорошо читать. Все свое время он проводил в родительской библиотеке. Отец с матерью следили только за тем, чтобы мальчик не читал сказок и религиозной литературы.
В 11 лет Валерий стал учеником частной гимназии Креймана. Дальнейшее обучение он продолжил в гимназии Поливанова.
В 1893 году будущий поэт поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В студенческие годы молодой человек знакомится с декадентским творчеством французских поэтов Бодлера и Верлена. Пиком восторга от их поэзии стало написание поэмы «Декаденты. (Конец столетия)».За последующие два года Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты». Сборник «Шедевры» вышел в1895 году, а в 1897 – «Это я».
В последних классах гимназии он увлекся творчеством Пушкина, Поля Верлена, Стефана Малларме, Шарля Бодлера. В 1893 году Брюсов написал письмо Полю Верлену. В послании к французскому литератору начинающий поэт называл себя основоположником русского символизма. В том же году он написал драму «Декаденты. (Конец столетия)», где речь идет о некоторых фактах из биографии Поля Верлена.
Иностранным языкам Брюсов уделял особое внимание, они были необходимы молодому литератору для чтения произведений зарубежных авторов в оригинале. Молодого человека сжигала жажда познания, он считал, что для ее удовлетворения одной жизни ему будет крайне мало.
Успешно окончив университет, Брюсов в 1899 году становится сотрудником редакции журнала «Русский архив». В 1900 издается сборник стихотворений «Третья стража». К поэту приходит литературная известность.
Начинается период продуктивного творчества. Брюсов совместно с другими литературами создают издательство «Скорпион», поэт пишет для журнала «Новый путь», выпускает очередной сборник.
В 1901 году Брюсов становится одним из учредителей альманаха «Северные цветы», с 1904 года он выполняет функции редактора журнала русских символистов «Весы». Этот период жизни поэта насыщен многочисленными знакомствами с представителями литературной богемы. В 1908 году Брюсова избирают директором литературно-художественного кружка.
На революцию 1905 года Брюсов отреагировал драмой «Земля», а также стихотворным сборником «Венок». В 1907 году выпускается сборник рассказов «Земная ось».
Постепенно характер лирики поэта приобретает новые черты. Все чаще в ней звучит задушевность, появляется простота в изложении, интимность в выражении чувств. К этому периоду относится сборник «Все напевы».
В течение двух лет, с 1911 по 1912 годы продолжается работа над романом «Алтарь победы», в 1913 году издается сборник прозы «Ночи и дни».
Во время первой мировой войны Брюсов был фронтовым корреспондентом петербургской газеты, стихи посвящал теме патриотизма. Октябрьскую революцию поэт принял с воодушевлением, активно поддерживал новую власть, и в 1920 году стал членом РКП(б).
С 1917 по 1921 годы занимал руководящие должности комитетов и отделов, связанных с книгоиздательством и образованием. В 1921 году основал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до конца жизни.
Брюсов немало писал на тему поэзии и роли поэта. Этой теме посвящено стихотворение «Творчество», где ведется рассуждение о процессе сотворения поэтического шедевра. Присущие всем символистам скрытые образы обозначают муки творчества, через которые обязательно проходит поэт.
Стихотворение «Каменщик» – символ борьбы с социальным неравенством. Повествование ведется в форме диалога рабочего с богатым прохожим. Поэт пытается показать, что социальное разъединение является разрушительным по своей сути, и служит препятствием на пути к миру и гармонии.
Стихотворение «Кинжал» – яркий пример гражданской лирики поэта. Написано оно было, когда дух революции уже витал, но народные массы еще были пассивны. Брюсов в этом произведении оставляет символизм и начинает простым классическим языком, с применением эпитетов, метафор и пафосных выражений разговаривать с читателем. Главная тема – место поэта и его бессилие что-либо изменить, если это не будет поддержано народом.
В 20-е годы Брюсов в числе других занимался подготовкой к изданию Большой советской энциклопедии. В год своего пятидесятилетия он был награжден правительственной грамотой за заслуги в области литературы.
Сборники, выходившие в 1922, 1924 годах представили читателю совершенно обновленную поэтику автора. Стихи были перегружены неологизмами, футуристическими элементами, жестким ритмом. Одним словом, это были стихи авангардистского направления, характерного для позднего Брюсова.
Две футуристические пьесы «Диктатор» и «Мир семи поколений» были опубликованы после смерти поэта, которая наступила 9 октября 1924 года от пневмонии. Брюсова похоронили на Новодевичьем кладбище столицы.
Валерий Брюсов в детсве
Валерий Брюсов