Публикация «Искушение русским искусством»

Родился Павел Михайлович Третьяков 27 декабря 1832 года в Замоскворечье, одном из старинных районов Москвы.

Дед будущего мецената по линии матери занимался экспортом сала в Англию. Отец мальчика имел в собственности бумагопрядильные фабрики, торговал полотняными изделиями. Он не был коренным москвичом, его предки перебрались в Москву из Малоярославца в 1774 году. В семье кроме старшего Павла родилось еще десять детей, но выжить удалось только пятерым, остальных унесла эпидемия скарлатины. Школу они не посещали, находились на домашнем обучении. На каждом уроке присутствовал глава семейства, он контролировал все, что происходило в его доме, буквально каждый шаг своих домочадцев.
Павла и его меньшего брата Сергея рано начали приучать к семейному делу. Павел трудился в лавке, делал закупки, привлекал покупателей. В пятнадцатилетнем возрасте парень отвечал за ведение бухгалтерских книг, а к двадцати годам полноценно руководил предприятием.
В 1850 году умер отец, и Павел принял руководство семейным бизнесом на себя. Вместе с братом они не только сумели сохранить начатое отцом дело, но и развиваться в других направлениях. В собственности у Михаила Третьякова было всего пять лавок, а его наследники превратились в настоящих промышленников. Они торговали хлебом, дровами и полотнами в местных лавках, а в 1866 году Павел Третьяков стал во главе Ново-Костромской льняной мануфактуры.
Третьяковы приложили максимум усилий, и фабрика быстро увеличивала производственные мощности. Производство даже не пострадало от экономического кризиса, случившегося в 1880 году. Спустя немного времени фабрика оказалась на первом месте по объему выпускаемой продукции среди аналогичных производств в России. У братьев Третьяковых появился еще один магазин, в районе Ильинки. Там покупатели могли приобрести как отечественную продукцию, так и изделия из-за границы. Третьяковы торговали шерстью, бархатом, батистом, льном, скатертями, платками, одеялами.
Благосостояние братьев росло с каждым годом. Они уже купили два доходных дома в Москве и Костроме, земельные участки в Костромской губернии. Прибыль делилась поровну между Павлом и Сергеем, но у них не доходило до того, чтобы учитывать каждую копейку и препираться за нее. Наоборот, все нажитое делилось разумно, с учетом личных потребностей, интересов и семейных нужд каждого из них.
Имели братья Третьяковы и одну общую страсть – к искусству. На любом концерте или театральной постановке они появлялись всегда вдвоем.
Все московские купцы считали своим долгом заниматься благотворительностью. Не исключением стали и братья Третьяковы, которые понимали, что это дело обязательное и почетное для каждого богатого человека. Они жертвовали деньги на школы и приюты, отдавали часть заработанного на нужды общества. Братья руководствовались христианскими принципами, считали, что принося жертву, они выражали благодарность Богу за успех производства, к тому же придерживались мнения, что лишние деньги могут оказывать на человека «растлевающее влияние».
детства у Павла было увлечение, он собирал небольшие гравюры, миниатюры, литографии. Скупал их при первой же возможности в маленьких лавках и на рынках. Тогда никто даже не мог представить, что это только начало, что Павел соберет грандиозную коллекцию, причем исключительно за счет собственных средств. Спустя некоторое время у него появилась новая цель – собрать в единую коллекцию как можно больше полотен отечественных художников, и передать ее общественности.

Интересно то, что в самом начале Третьяков предпочитал полотна соотечественников. Им руководили не только патриотические чувства, коллекционер просто мало что понимал в настоящем искусстве, и ему казалось, что с русскими художниками ему будет проще работать. Но через некоторое время он стал отлично разбираться в живописи, и считался признанным знатоком искусства.
Третьяков посещал многочисленные выставки на родине и за рубежом. Делал художникам специальные заказы на написание портретов и пейзажей. Для него писали свои полотна Перов, Крамской, Репин, Серов. Третьяков скупал полотна целыми сериями и готовыми коллекциями.
В 1869 году коллекционер принялся собирать портреты выдающихся современников. Так в его коллекции появился портрет Александра Грибоедова кисти Ивана Крамского. Картину художник писал по акварельному рисунку Петра Каратыгина. Далее Третьяков купил портрет композитора Михаила Глинки, автором которого был Илья Репин, написавший его исключительно по описанию, которое дала сестра музыканта. Вдова Нестора Кукольникова продала портрет мужа, написанный Карлом Брюлловым, а художник Федор Мюллер продал Павлу портрет Николая Гоголя, написанный им еще при жизни писателя. А вот живые гении доставляли хлопот живописцам, наотрез отказывались позировать. Труднее всего оказалось договориться со Львом Толстым. Крамской все же его уговорил, но при условии, что портрета будет два, и один из них (на выбор Толстого), останется ему. По итогу, у писателя осталась более слабая картина, он решил, что самое лучшее должно находиться в галерее.
В 1874-м коллекционер построил для галереи отдельное здание, а спустя четырнадцать лет сделал бесплатным вход на экспозицию. В 1892-м Третьяков подписал документы, согласно которым помещение и все его содержимое принадлежит городу. В завещании он отдельной строкой отметил, что в последующие годы коллекция должна будет пополняться за счет процентов от его капитала. Павел не прекратил покупать новые полотна для своей галереи, он занимался этим делом до самой смерти, причем за собственные деньги.
Павел Третьяков слыл щедрым, но далеко не расточительным человеком. Несмотря на любовь к искусству, он подолгу торговался за каждое произведение искусства, пытался сбавить цену, но это была не жадность, а скорее, экономический расчет. Ведь чем дешевле он купит одну картину, тем больше денег останется на приобретение еще какого-нибудь шедевра, и в итоге, коллекция вместо одного экспоната получит сразу два.
Третьяков был настолько занят развитием собственного дела и коллекционированием картин, что у него не оставалось времени на устройство личной жизни. К тому же, Павел был абсолютно равнодушен к любовным страстям. Из-за этого друзья дали ему прозвище Архимандрит. Павел женился в возрасте Христа, в 33 года. Его избранницей стала Вера Мамонтова, двоюродная сестра Саввы Мамонтова.
Третьяков был настолько занят развитием собственного дела и коллекционированием картин, что у него не оставалось времени на устройство личной жизни. К тому же, Павел был абсолютно равнодушен к любовным страстям. Из-за этого друзья дали ему прозвище Архимандрит. Павел женился в возрасте Христа, в 33 года. Его избранницей стала Вера Мамонтова, двоюродная сестра Саввы Мамонтова.
В последние годы жизни Павлу Третьякову присвоили титул советника коммерции, он вошел в Совет торговли и мануфактур, стал также членом Совета Петербургской академии искусств. Радость от этих событий омрачалась ухудшением состояния здоровья, у него диагностировали язву желудка, которая доставляла коллекционеру много страданий. Из-за этой болезни он и умер.
Третьяков заранее побеспокоился о своем состоянии, составил завещание, на основе которого огромные суммы получал интернат для детей, Московская консерватория, богадельни, дом, в котором бесплатно жили вдовы известных художников. Кроме этого, Павел Михайлович распорядился выплачивать стипендии и пенсии рабочим своих фабрик. Не забыл он и о своих родных и близких, каждый слуга в доме получил определенную сумму.
Умер Павел Третьяков 4 декабря 1898 года. В своем последнем обращении к детям он пожелал им здоровья и наказал беречь галерею. Жена пережила мужа всего на три месяца, ее похоронили рядом с любимым Павлом. Местом упокоения Павла Третьякова стало Даниловское кладбище, рядом с могилой брата Сергея. В 1948 году братья Третьяковы были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Источник: сайт Биограф.

2

В.М. Васнецов. Проект фасада Государственной Третьяковской галереи, 1901 год. Из собрания Третьяковской галереи

3

И.Н. Крамской «Портрет П.М. Третьякова», 1876 год.

4

Павел Третьяков

5

И.Н. Крамской «Портрет П.М. Третьякова», 1876 год.