Публикация «Сделавший психологию наукой»

1 февраля 1857 года в Елабужском уезде Вятской губернии на свет появился мальчик – Владимир Михайлович Бехтерев, которому впоследствии суждено будет стать выдающимся психиатром, невропатологом и физиологом.

А село Сарали, где это произошло, назовут в его честь: Бехтерево.
Этот человек – одна из самых загадочных личностей в истории не только отечественной медицины, но и всей науки. Кто ещё мог бы во всеуслышание заявить, что смерти не существует, а мысли – это материальные объекты?
Любовь к естествознанию в нём невольно зародил его отец, становой пристав, рано умерший от чахотки. Он отвёл в доме целую комнату под живой уголок, где порхали и гнездились птицы. Окончив семь классов Вятской мужской гимназии, Володя Бехтерев отправился в Санкт-Петербург и стал студентом Медико-хирургической академии.
В 1873 году Владимир окончил Вятскую мужскую гимназию, после чего уехал в Санкт-Петербург. Рано – всего шестнадцати лет от роду – он избрал для себя медицину как сферу деятельности, да ещё и тут же определился с будущей специализацией, чего порой студенты-медики не могут сделать годами. Сходу взгрызшись в гранит науки в Медико-хирургической академии, Бехтерев вскоре оказался в лечебнице с нервным срывом на фоне сильнейшего переутомления. Именно там состоялось его судьбоносное знакомство с психиатром Иваном Сикорским, который сумел заинтересовать молодого человека вопросами лечения душевных болезней.
В период учёбы в академии Бехтерев проявил себя как один из самых способных студентов, и сразу по выпуску в 1879 году он стал членом Петербургского общества психиатров. Пятью годами позже он был послан на стажировку в Европу, где работал в лучших клиниках для душевнобольных. Имя Владимира Михайловича стало уже достаточно известным в научной среде, и в 1885 году он получил предложение из Казани возглавить кафедру нервных и психических болезней медицинского факультета местного университета. Поначалу Бехтерев совсем не хотел ехать из Европы в Казань, но его привлекли заманчивые перспективы создать в городе специализированную клинику с особой исследовательской лабораторией – подобных учреждений в Российской империи ещё не было.
Для страдающих алкогольной зависимостью он проводит групповые сеансы гипноза. Бехтерев — один из первых русских учёных, кто ввёл этот метод психотерапии в медицинскую практику. Его всегда интересовали вопросы психического воздействия людей друг на друга и даже возможности телепатии (об этом речь впереди).
Именно в Казани сформировалась научная школа Владимира Бехтерева. Под его руководством в той самой лаборатории, на создании которой он настаивал, изучали устройство мозга и нервной ткани. А после того, как учёный разработал метод исследования тончайших срезов замороженного мозга человека, немецкий профессор Фридрих Копш произнёс фразу, ставшую знаменитой: «Анатомию мозга прекрасно знают только двое: Бог и Бехтерев».
Бехтерев обладал поистине выдающейся работоспособностью и трудолюбием. Из-под его пера вышли такие фундаментальные труды, как: «Проводящие пути спинного и головного мозга» в 2 томах, «Основы учения о функциях мозга» в 7 томах, «Объективная психология» в 3 томах. Он исследовал вещи, значение которых оценить смогли только уже потомки – например, гипнотерапию или психологию толпы. Вместе со знаменитым дрессировщиком Владимиром Дуровым он даже пытался телепатически подавать команды животным.
Владимир Михайлович вообще был в числе первых, кто высказал мнение о возможности оперировать на мозге.
В 1907 году Бехтереву удалось добиться открытия в Петербурге психоневрологического института, который стал первым в мире комплексным научным центром по изучению психологии человека, психиатрии, неврологии.
С советской властью Бехтерев не сразу нашёл общий язык. За границу он, правда, не рвался, но переживал непростые времена. «И мне, конечно, предоставлялись разные возможности переезда за границу; но я ничуть не завидовал тем, которые предпочли заграницу своему дому, хотя должен сказать, что мне вместе с семьёй приходилось в голодные годы питаться нередко лишь овсом и ржавой селёдкой или воблой. Однако другим приходилось в это время ещё хуже, ибо, как известно, вымирали от голода даже целые больницы, и гибло от голода неисчислимое количество рабочих и крестьян», — писал учёный в своих воспоминаниях.
В мае 1918 года Владимир Михайлович обратился в Совнарком с просьбой об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре такое учреждение действительно открыли, и Бехтерев до самой смерти был его директором.
Что касается смерти знаменитого психиатра, то она сих пор окутана тайной. Умер он 24 декабря 1927 года в Москве, и случилось это внезапно. Бехтерев сходил с женой в Большой театр, где съел в буфете то ли мороженое, то ли бутерброды. Вечером произошло расстройство кишечника, а утром учёный скончался. Как гласит официальное заключение, причиной смерти стал паралич сердца из-за пищевого отравления.
Похоронили Владимира Михайловича на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. В честь него названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Воронеже, Липецке, Астрахани, Ржеве, Нальчике, Донецке, Минске и многих других городах, основанный им журнал «Неврологический вестник», ряд медицинских клиник и учёных объединений. А в 1956 году, в преддверии столетия со дня рождения, его родное село было переименовано в Бехтерево. Памятник выдающемуся врачу был открыт в Елабуге, там же с 2007 года работает Музей уездной медицины, носящий его имя.

2

Владимир Бехтерев в 1873 году

3

Владимир Бехтерев в мундире.