Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

Обряд перерезания пут - один из древних славянских обрядов, бытовавший в станицах Кубани достаточно долго.

Каким же образом этот обряд осуществлялся?
Женщина, близкий родственник младенца, после того как дитя делает первые неуверенные самостоятельные шаги, проводит магическое действие, имитирующее разрезание невидимых пут, якобы связывающих ноги ребенка. Мать, или реже бабушка, ножом или даже просто ладонью проводит между ногами стоящего ребенка, как будто что-то разрезая. Какие же «путы» имеются в виду? Дело в том, что до этого младенец находился в основном в своей люльке или кроватке, и был запеленат в старых простынках, кусках ткани, фрагментах одежды родителей. Пеленки фиксировались так называемым «повывачом», которые мамы старательно вышивали различным орнаментом. «Повывач» ограничивал его способности к передвижению, и представлял собой «магические путы». Вот именно эти «магические путы» разрезались при попытке ребенком сделать первый шаг.
Сами носители диалекта о первых шагах детей вспоминают как о благословении в путь:
«Таку дырывяну колясочку купылы ёму.
Так колясочку котэ. Докотыв до краю, обийшов. А туди одирвався от той колясочкы и пишов. Вси: “Ой, ой. Ой! Скарей, скарей!”. Сама старша заловка прыбигла. Ну, отак рукою как крест мижду ножок. А маманя читають – моманя мы йийи называлы – Отче наш читають, Отче наш. Слава тебе Господи! Ну, шоб ны спотыкався. Шоп харашо ходыв, шоп ны спотыкався. Как дорогу вродэ бы благословылы, вродэ как бы благословылы путь. У путь жэ пишов, у путь пишов, и благословылы. То шо само собой пэрэхрыстылы. А то щэ й тут надо ш обизатильно» (г. Славянск-на-Кубани).
Источники:
1. В.В.Воронин. Перерезание пут.
2. О.С.Финько.Традиционная религиозная культура поселений северо-западной части кубанского региона (этнолингвистический аспект).
Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».