Публикация «История славных традиций»
- Подробности
- Создано: 28.02.2024 11:39
Первые кадетские корпуса появились в 1653 году в Пруссии. Во многом они напоминали петровские Потешные полки и служили в основном для развлечения и привития интереса к военному делу у прусских наследников престола и аристократии.
История российского кадетства начинается с одного лейпцигского парада, на котором Петр I увидел чеканящих шаг воспитанников местного кадетского корпуса. Спустя пять лет, в 1701 году, император открыл в России сначала Навигацкую школу, затем — инженерную и артиллерийскую. Но этих учебных заведений для воспитания кадров российской армии было недостаточно.
Указ о создании первого сухопутного кадетского корпуса издала императрица Анна Иоанновна в 1731 году. В нем говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет». Детей дворян, заслуженных офицеров и чиновников собрали в Меншиковский дворец на Васильевском острове (сегодня — здание Государственного Эрмитажа). Воспитанников нового учебного заведения стали называть кадетами. С французского это переводилось как «младший», а с гасконского — как «маленький капитан».
28 февраля (по н. ст.) 1732 года, 287 лет назад, открыл свои двери первый в истории России кадетский корпус.
Императорская семья благоволила «маленьким капитанам» на протяжении всей истории кадетства. По приказу Елизаветы Петровны специально для Первого кадетского корпуса была освящена домовая церковь. Говорят, что императрица сама вышивала в подарок новому храму ризы для священнослужителей.
В число дисциплин, изучаемых кадетами, входили не только военные науки, но и иностранные языки, включая латынь, ораторское искусство, философия. До начала XIX века корпус пережил несколько реформ, и несколько раз менял название. Он назвался Рыцарской академией, Сухопутным кадетским корпусом, пока наконец не стал Императорским сухопутным шляхетным кадетским корпусом. За это время, корпус обрел свой первый устав, составленный секретарем Екатерины II, известным педагогом И. И. Бецким. Тогда же появилось деление на специализации в образовании, а по принятой внутренней структуре стали делить кадетов по возрасту (прием велся с 5-6 лет). Будущие инженеры, моряки и артиллеристы воспитывались отдельно. Однако такие изменения не пошли корпусу на пользу, военным наукам уделялось всё меньше внимания, и квалификация выпускников как офицеров год от года падала.
Всё изменил приход на пост главы корпуса в 1794 году М. И. Кутузова, тогда еще генерал-поручика. С его приходом корпус получил новый мощный виток развития, Кутузов очень заботился о высоком качестве образования и дисциплины, при этом использовал свои связи при дворе, чтобы снабжать корпус всем самым лучшим. С этого момента в корпус вернулась сугубо военная структура, воспитанники составили пять рот, а преподаватели стали исключительно военными, изучалась тактика и военная история, проводились реальные полевые маневры. Начиная с царствования императора Павла I, появилась традиция посещения корпуса монархом, который проводил смотр кадет лично и принимал их торжественный парад.
В годы правления следующего императора – Александра I, кадетские корпуса впервые появляются за пределами Санкт-Петербурга. Отныне дворянским детям не обязательно было ехать в столицу, они могли получить качественное военное образование ближе к месту своего проживания. Корпуса появились в Шклове (затем этот корпус был переведён в Москву), Омске, Оренбурге, Гельсингфорсе (сейчас Хельсинки, Финляндия), Нижнем Новгороде.
В 1750 году директором корпуса стал князь Борис Юсупов. Он улучшил содержание кадетов, открыл при корпусе типографию, в которой печатали книги и карты, и поддерживал воспитанников, увлеченных творчеством. При кадетском корпусе появилось одно из первых в России Обществ любителей российской словесности.
Под руководством Юсупова кадеты устраивали поэтические вечера, выступая перед товарищами со стихотворениями и пьесами. На одном из таких вечеров свои первые переводы европейских классиков читал будущий фельдмаршал Александр Суворов, который сдавал при корпусе выпускные экзамены.
В петербургском кадетском корпусе в середине ХVIII века появился один из первых в России любительских театров. Все началось с увлечения кадета Александра Сумарокова французской литературой. Молодой поэт любил декламировать стихи для своих товарищей, а затем стал писать пьесы на основе событий русской истории. Одну из постановок — трагедию «Хорев» — в 1750 году актеры-кадеты представили на суд самой императрицы. Алексей Геринг, бывший кадет, редактор журнала «Военная быль», вспоминал: «Для представления Императрица приказала выдать из Царской кладовой бархат, парчу, золотые ткани, драгоценные каменья и собственными руками убирала к представлению кадета, игравшего женскую роль Оснельды».
С тех пор кадетская труппа не раз выступала во дворце, в том числе с трагедией «Гамлет» в переводе Сумарокова. Позже по велению императрицы в кадетский корпус приняли лучших маленьких артистов из ярославской труппы Федора Волкова. Здесь был организован «Российский театр», а Александр Сумароков стал его директором.
За почти двухсотлетнюю историю кадетства в дореволюционной России было открыто сорок кадетских корпусов. Императрица Екатерина Великая утверждала, что «кадетские корпуса являются надежными поставщиками великих людей России». В разные годы постигали военные премудрости фельдмаршал Михаил Кутузов, адмиралы Федор Ушаков и Иван Крузенштерн, писатель и составитель толкового словаря Владимир Даль, конструктор первого самолета контр-адмирал Александр Можайский, композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Скрябин.