Публикация «Праздник с женским характером»
- Подробности
- Создано: 07.03.2024 14:54
В этот день в 1857 году в Нью-Йорке прошла манифестация работниц швейных и обувных фабрик. Они требовали, главным образом, 10-часового рабочего дня.
По легенде, это было масштабное, мощное и бурное шествие, позже названное «маршем пустых кастрюль», но на этот счёт есть немало сомнений. У нас маловато оснований выделять именно день 8 марта как символ борьбы за равноправие женщин. Эта борьба развернулась в середине 19 века во всех странах европейской цивилизации. Боролись за право на образование, за открытие женских курсов, за гражданские права. В Великобритании и США развернулось движение суфражисток: вот уж кто принялся бороться за всяческие права с шумом и выдумкой. Первыми гражданские права получили женщины Австралии и Новой Зеландии. Кстати, уже в 1906 году, эти права получили и женщины в великом княжестве Финляндском, входившем в Российскую империю.
Женские демонстрации в начале ХХ века, как правило, проходили ранней весной, в первой половине марта. Они вовсе не были привязаны к дате 8 марта. В то время проводились марши пустых кастрюль: протестуя против социального неравенства, домохозяйки добивались шумового эффекта. Суфражистки приковывали себя к воротам общественных зданий, привлекали внимание громкими лозунгами…Боролись не только за право трудиться, учиться и голосовать, но и против церковного брака. Во многом именно поэтому левые женские течения вступили в конфронтацию с православной и католической церковью, хотя и не были сплошь атеистическими.
В 1910 в этой истории возникла женщина, с именем которой нередко и связывают историю праздника. В Копенгагене состоялась Международная конференция работающих женщин. Клара Цеткин была одним из лидеров социал-демократической партии Германии. Она предложила ежегодно отмечать во всех странах день борьбы за права женщин. В качестве даты такой международной акции утвердили 19 марта. Громче всего в этот день женщины заявили о себе в Германии. Дата 8 марта появилась несколько позже и не стала общепринятой.
В России, в революционных кругах, об американском шествии узнали уже в 1908-м году. Но впервые достаточно широко день был отмечен в 1913 году в Петербурге – на волне копенгагенского предложения Цеткин. Официально петербургская манифестация называлась «научным утром по женскому вопросу». Дата к тому времени не установилась, и действо состоялось 2 марта. Разумеется, по старому стилю. На следующий год митинги прошли уже в нескольких странах Европы согласованно – 8 марта. В том числе и в России. Предвоенная весна 1914 года стала, пожалуй, высшей точкой в европейской истории праздника.
23 февраля 1917 года (по новому стилю – как раз 8 марта!) в Петрограде прошла масштабная демонстрация. Это был один из важных актов Февральской революции. Главный лозунг этого действительно массового шествия был – «Хлеба и мира!». В стране шли забастовки невиданного масштаба. Всё закончилось отречением государя. Временное правительство удовлетворило многие требования борцов за эмансипацию, и память о демонстрации сохранилась надолго.
Грянула Октябрьская революция. Жизнь в стране перевернулась. Вскоре после Гражданской войны, а 1921 году решением 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации в Петрограде 8 марта (23 февраля по старому стилю) 1917 года. Тут и наметилось главное противоречие праздника: его привязали к реальному факту отечественной истории, но в то же время говорили об интернациональном характере дня…Именно после 1921 года в нашей стране день 8 марта стал общеизвестным. Статус и название праздника несколько раз менялись, но в первые десятилетия существования Советской России его чаще всего называли Днём солидарности трудящихся женщин.
Международная популярность праздника в 1930-е постепенно сошла на нет. Но в СССР «женский день» отмечался широко, хотя и оставался рабочим днём – напомню, как и суббота. Разумеется, праздник женской солидарности внедряли на государственном уровне и в социалистических странах, которых после 1945 появилось немало. Тут можно отметить и Польшу, и ЧССР, и Болгарию, и Китайскую народную республику. Особенно прочно праздник прижился во Вьетнаме. Везде проходили женские митинги, везде к этому дню старались приурочить награждения женщин. Постепенно в СССР праздник терял политическую окраску, и главным стало проявление внимание к прекрасному полу – и в дружеских компаниях, и в семье.
В мае (не в марте!) 1965 года было принято решение сделать женский праздник нерабочим днем. На этот счет вышел указ Верховного совета СССР. Это случилось накануне 20-летия Победы. Тогда и день Победы впервые после 1947 года стал нерабочим днем. Считалось, что таким образом воздается должное подвигу советских женщин в годы войны – и на фронте, и в тылу. Вспоминали и про материнское горе. Про тех матерей, которые воспитали героев и не дождались сыновей с фронта. Кстати, в годы Великой Отечественной 8 марта в газетах непременно появлялись публикации о награждённых женщинах. В официальном документе так и говорилось – «В ознаменование выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве, в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу, а также отмечая большой вклад женщин в укрепление дружбы между народами и борьбу за мир». Таким образом, 8 марта 1966 года Женский день стал красным днём календаря. В этот день на телеэкраны вышел праздничный «Голубой огонёк», в котором популярные артисты, во главе с улыбчивым ведущим вечера Георгием Менглетом, подняли бокалы шампанского за женщин.
На протяжении многих лет символом праздника остаются веточки мимозы. Считается, что в СССР традицию дарить букеты с ними ввела заместитель наркома просвещения Надежда Крупская, так как в это время года можно было найти только мимозу. Цветы в торжественной обстановке дарили женщинам — передовикам производства.