Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

Л.В. Македонов так описывал в 1908 г. комплекс мужского костюма: «Мужскую одежду составляют, кроме белья: шаровары на "очкуре", бешмет – род короткого кафтана, застегивающегося на крючки до верху, с простроченным стоячим воротником, и, сверху бешмета, длинная, ниже колен, черкеска, плотно охватывающая торс и от талии широко и свободно спускающаяся вниз; черкеска – без воротника и спереди открыта треугольником, так что виден бешмет; по обеим сторонам груди пришиты гнёзда, куда вкладываются "газыри" (деревянные или металлические трубочки для патронов).

Бешметы шьются из цветной шерстяной, или даже шёлковой, материи и просто из ситца, летние – на тонкой подкладке, зимние – на вате; черкески – из сукна серого или черного цвета, иногда – коричневого или белого. В талии черкеска перетягивается узким ремнем, большею частью, с металлическим набором, на которых спереди висит кинжал. На голове казака – "папаха" – барашковая высокая шапка с красным, черным или белым верхом; на ногах – сапоги, или "чувяки" с "ноговицами"; чувяки или чевяки – башмаки из тонкой бараньей кожи, без подошвы, плотно обтягивающие ногу по щиколотку, ноговицы – из такой же кожи чулки без носков с штрипками*, доходящие до колен». На дореволюционных фотографиях мы видим бешметы различных расцветок и покроев, однако черкески преобладают серые и черные.
По словам уроженки ст. Надежной Дарьи Ивановны Бухановой, 1912 г.р., «брат, отец, они ходили: бишметЫ, черкески. У них такой был нарят. Зимой у отца бишмет был стёганый, вата была. Он зимой оденит и ходит. А брат у ниво бишмет был тонкий и он надивал ещё чиркеску. <…> – Как то доставали сукно и она суконая, красивая и тёплая... Казаки больше в такой одежди ходили».
О зимней черкеске-бекирке пишет в своих воспоминаниях уроженец ст. Спокойной Е.Г. Гетманов: «На мне была хорошая бекирка, красные галифе, как и на Токаре, галуны на шапках». Бекиркой называли зимнюю черкеску с закрытой грудью, высоким меховым воротником и меховой полосой от него до пояса.
Когда в 1861 г. Александр II прибыл в Кубанскую область, то увидев его, одна из казачек воскликнула: «Ой! Тым воно в свити и правды нэма, шо царь з москалив...». В то время, — писал очевидец, — Государь был в дву-бортном сюртуке с пуговицами, которых казачьи офицеры не носили, так как этот костюм считался армейским и в глазах простонародья был москальским. Вероятно, Государь это понял сам, или ему объяснили другие, только на обратном пути ... был одет в казачью черкеску».
Источники:
1. О.В. Матвеев.Традиционная одежда в культуре восточнославянского населения Отрадненского района Краснодарского края.
2. О.В. Матвеев. Государь реальный и ожидаемый: образ Александра II в исторических представлениях кубанских казаков.
Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».