Публикация «Успенский собор Смоленска»

3 мая 1101 года князь Владимир Мономах заложил в Смоленске Успенский собор. В Успенский собор Мономах перевёз из Чернигова икону Богородицы Одигитрии, доставшуюся ему по наследству от его матери.

В связи с этим икона получила наименование Смоленской иконы Божией Матери.
Главные его святыни — Смоленская икона Богоматери «Одигитрия», сандалии Св. Меркурия, покровителя Смоленска, шитая пелена «Положение во гроб».
Храм был первым памятником монументального зодчества на Смоленщине. Однако в Смутное время при взятия города штурмом после 20-ти месячной осады польские войска Сигизмунда III взорвали находящиеся в толще Соборной горы пороховые погреба (по другим данным, запасы пороха находились в самом соборе), и верхняя часть храма рухнула. Под обломками погибли укрывшиеся в церкви жители. В дальнейшем поляки соорудили над порушенным храмом деревянное перекрытие и устроили в нем костел.
После возвращения Смоленска Московскому государству собор решили не ремонтировать, а разобрать и построить новый. Строительство растянулось более чем на 100 лет. В 1676 году царь Алексей Михайлович в заботе о православных святынях на возвращенных территориях прислал Смоленскому архиепископу Симеону план строительства нового собора. На реализацию проекта было выделено 2000 рублей серебром и 399 пудов железа.
Для руководства работами из Москвы прислали зодчего Алексея Королькова. За полтора года стены возвели до круглых окон второго яруса, но из-за допущенных ошибок и просчетов возникла угроза обрушения, и в 1679 году строительство остановили. Возобновили их лишь в 1712-м. Спустя 16 лет под руководством архитектора А.И. Шеделя здание достроили: соорудили семь куполов, украсили фасады, стены и потолки. В 1730-1740-х годах над декором интерьера работали украинские мастера — С. Трусицкий и его помощники П. Дурницкий, Ф. Олицкий и А. Мастицкий. Они создали великолепный пятиярусный иконостас — настоящий шедевр барочного искусства, украсили его скульптурами ангелов и резными виноградными лозами, цветами подсолнечника, дуба и клена.
В 1740 году собор освятили. Однако через двадцать лет большой каменный купол провалился вместе с западными главами. Теперь собору нужна была реконструкция верхних сводов и капитальный ремонт. Сама Екатерина II прислала 11 900 рублей на восстановление. На деньги императрицы и многочисленные пожертвования провели масштабную реконструкцию.
Архитектор Петр Обухов убрал семиглавое завершение и увенчал собор традиционным пятиглавием, вместо большого каменного купола он установил деревянный. В 1772 году храм приобрел тот облик, в котором мы знаем его теперь. Он соединил в себе черты древнерусской архитектуры и украинского барокко. На его фасадах — обилие барочного декора, а интерьер — это наполненное светом и воздухом огромное пространство.
XIX и XX века оказались для собора непростыми. Собор чудом уцелел во время Отечественной войны 1812 года. Наполеон приставил к собору охрану. И его приказ выполнялся столь ответственно, что последнего часового сняли уже русские солдаты, освободившие Смоленск 5 ноября. Исчез лишь шлем покровителя Смоленска Св. Меркурия.
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов собор тоже устоял, не был разрушен в боях за Смоленск или взорван врагами. Однако навсегда утратил свою главную святыню — Смоленскую чудотворную икону Божьей матери «Одигитрия».
Точно не известно, как попала на Русь эта древняя икона. По преданию, её привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. У византийской царевны и русского князя родились сын Владимир и дочь Янка. После смерти родителей икона перешла Владимиру Мономаху.
Образ был чудотворным. Одним из главных чудес стало избавление города от нашествия Батыя в 1239 году. По велению иконы праведный воин Меркурий отправился во вражеский стан и ценой своей жизни спас Смоленск. Меркурия причислили к лику святых и похоронили в соборной церкви. Он стал покровителем города. Его доспехи — шлем, копье и сандалии — хранились в храме как великая святыня.
В 1941 году на месте пропавшей иконы был установлен образ Богоматери «Одигитрия» (1602), привезенный Борисом Годуновым. Сейчас эта икона находится в правой части собора, к ней ведут две чугунные лестницы. В левой части размещена еще одна святыня — плащаница «Положение во гроб», вышитая в 1561 году в златошвейных мастерских Ефросиньи Старицкой. Эти мастерские славились своим искусством вышивания. Плащаница была даром княгини Успенскому собору от Московского кремля. В 1812 году французы попытались вывезти её во Францию. Однако смоленские партизаны захватили наполеоновский обоз и вернули ценности.
Ежегодно тысячи путешественников и паломников посещают этот храм, один из самых почитаемых в России. Успенский кафедральный собор в Смоленске — выдающийся памятник барочной архитектуры, по красоте убранства занимает одно из первых мест в Европе.

2

Смоленск в годы Великой Отечественной войны

3

Успенский собор во время фашистской оккупации

4

Успенский собор Смоленска