За Великим постом следовал один из самых главных православных праздников, весенний и радостный праздник — Пасха / Паска.
М. Д. Синицкая так эмоционально его характеризовала: «Паска красыва!».
Во второй половине ХIХ века в большинстве кубанских станиц готовили крашанки. Яйца красили в разные цвета (радужный спектр), основные — красный, синий, зеленый, золотистый. Древняя мотивировка крашения яиц забыта. Ее компенсирует христианская легенда о женщине, которая, неся лукошко с обычными яйцами, первоначально не поверила в весть о воскрешении Христа и сказала, что поверит только в том случае, если яйца в лукошке сами окрасятся в разные цвета. По легенде, так и случилось. Согласно народно-христианской версии с момента этого чуда и зародилась традиция красить яйца на Пасху.
В пасхальные дни нельзя было работать. Отдыхали по-разному. Это могли быть гостеванья. Младшие шли в гости к старшим родственникам. «Го́йдалысь на качелях». Причём катались на них только неженатые, т. е. молодёжь. Качели - это, пожалуй, основное развлечение. Некоторые информанты даже подчёркивали, что качели на Пасху и Троицу, это обязательно. В районе бытовали качели двух типов: круговые и перекидные / вертикальные. Информанты из ст. Ахтанизовской вспоминали, что «лит сорок за станыцёй была большая качель»: колесо на столбе, пять верёвок. Парни при помощи этих верёвок бегом тянули, разгоняли и, таким образом, крутили её. Досрочная остановка по требованию катающихся влекла за собой штраф, дополнительную плату. Конструкция «перекидных» качелей проста. Вкапывались два столба, на них крепилась перекладина, к ним привязывались верёвки с доской. На таких качелях катались стоя. Это могли быть два парня и посредине девушка (ст. Запорожская), девушки с кавалером или сами девушки. Платой за катание были пасхальные яички. Возникали в связи с качелями и некоторые ограничительные моменты нравственного порядка, малопонятные, наверное, современной молодёжи. Девушки часто стеснялись и отказывались кататься: «стыдно, трусы будэ видно, трусы побачуть» (ст. Ахтанизовская).
В ст. Старотитаровской вспомнили, что раньше на Пасху «былыся, прямо стенка на стенку». Участники экспедиции даже записали сюжет рассказа «о дедушке-розбышаке», участнике таких драк, в которых использовались дрючкы (колья)
Пасха - это время не только духовной радости, но и приятных подарков. К Паске по возможности готовили обновы (новое платье, рубаха, брюки и т.п.). Если такой возможности не было, то всё равно одежда должна была быть чистой и нарядной (праздничной) (Зап3164). Хотя в этой же ст. Запорожской довелось услышать и такое высказывание: «Мы (комсомольцы — Н. Б.) религиозные праздники не отмечали. Обход делали по станице, уговаривали, что нельзя праздновать» (Зап3174).
«Праздничная же обувь и одежда покупается раз в год, к Пасхе, – пишет Е. Передельский. – К этому времени каждая женщине и девушке покупается… по одной паре сафьяновых башмаков и бумажных чулок», а также каждой «дитяти» (девочкам) – по башмакам».
Источники:
1. Н.И. Бондарь. Весенние праздники в станицах Темрюкского района Краснодарского края.
2. Традиционная женская одежда восточнославянского населения Кубани второй половины XIX–начала XX века и городская мода.
Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».