Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

Женский городской костюм – «парочка» в кубанских станицах бытовал уже в 1860–1870-е годы.

Парочку шили из шелковых, шерстяных и хлопчатобумажных гладкоокрашенных и набивных тканей: шерсти, шелка, трико, кашемира, бархата, ситца и др. В широком обиходе с середины XIX века и платья. В 1890-х годах Е. Передельский пишет: «Каждый праздник вы можете видеть в церкви и на улице разряженных девушек и молодых женщин в прекрасных ситцевых, шерстяных и даже шелковых платьях». Другой автор подчеркивает, что платья «у многих сшиты по моде», а описание вещей иногда сопровождается комментариями: «платье шерстяное белого цвета, сшитое по модному журналу». Нарядные платья также декорировались кружевом, вышивкой, оборками, воланами: «два ситцевых, из них одно с каймою и оборкою, а другое простое желтого цвета», «платье гладкого черного бурсо, с таковыми же пуговицами, с вышивкою из бронзы».
Источники зафиксировали бытование в 1870-е в еще одного комплекса одежды – платье с кофтой: «платье с кофтою шерстяной материи, коричневого цвета, новое, с тремя пуговицами на кофте под цвет платья, отделанное черной шелковой бахромкой и таковою же узкою бархаткою»; «платье брильянтиновое полосатое с кофтою отделанной оборкой из той же материи, а в низу обшито черной шерстяной ленточкой», «платье шелковое с кофтой, отделанное стеклярусом». Платье, состоявшее из узкого лифа (в источниках – «талия») и юбки, и кофта шились из одной ткани. Приблизительно до 1907–1908 гг. большинство платьев еще состояло из двух частей (лиф тщательно соединялся с прилегающей подкладкой, часто с косточками).
В протоколе атаман ст. Дядьковской Андрея Синеокова от 27 августа 1907 г. отмечалось, что «убитая молнией Феодора Галай одета в рубаху, юбку и кофту» (ГАКК. Ф. 454. Оп. 1. Д. 259. Л. 89.). Сергиевское станичное правление Екатеринодарского отдела в 1879 г. разыскивало казачку Вассу Ускову, 19 лет, отлучившуюся из дома, на которой была «кофта белой материи, юбка тоже белой материи с белыми по полю крапинами» (Кубанские областные ведомости. 1879. № 7). Д.В. Шахов отмечал: «Юбка для работы у всех бывает серпинковая или же старая ситцевая, на праздник у бедных ситцевая, у достаточных в ходу шерстянка разного цвета и достоинства; если верх рубахи украшен, как упомянуто выше, то юбка носится без кофты, если же рубаха простая американовая, то сверху надевается кофта». В списке похищенного у казачки ст. Дядьковской Ф.А. Шут значились «15 юбок разного ситца кашемира, бержа и мострина, стоющие 60 руб. 18 кофт разного ситца кашемира, бержа и мострина, стоющие 36 руб., 3 кофты на вате 12 руб.» (ГАКК. Ф. 454. Оп. 1. Д. 259. Л. 148). В станице Кореновской казачки носили «сорочки, юбки, «кохты» из ситца и сатина».
В середине XIX в. казачки Кавказской линии носили платье. В.А. Потто сообщал: «Женщины одеваются в русское платье и носят головной платок по-русски».
Источники:
1.М.В.Шарапова.Традиционная женская одежда восточнославянского населения Кубани второй половины XIX–начала XX века и городская мода.
2.О.В.Матвеев.Традиционная одежда восточнославянского населения Кореновского района Краснодарского края.
Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».