Публикация «Король воздушных рекордов»
- Подробности
- Создано: 25.06.2024 15:38
В начале XX века человечество заболело небом. Как в 1960-м кумирами мира стали космонавты и астронавты, так на заре столетия самыми популярными были летчики.
Владимир Константинович Коккинаки родился 25 июня 1904 года в Новороссийске, в большой семье, корни которой восходят к понтийским грекам. Интерес к небу у мальчишек тех лет был настолько велик, что пятеро из братьев Коккинаки пошли по авиационной стезе, а с одним из них Владимиру даже пришлось позже летать в одном экипаже. В юности будущий рекордсмен отличался недюжинной силой, с охотой брался за тяжелую физическую работу, успешно занимался спортом. Владимир окончил семилетку, и в 1925 году был призван в армию. Отслужив два года в пехоте, Коккинаки поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а после ее окончания Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
После окончания в 1930 году Борисоглебской военной авиационной школы летчиков командование отмечает способности Коккинаки и предлагает стать испытателем авиатехники.
На молодого летчика, виртуозно обращавшегося с техникой, обратило внимание командование. «Хороших летчиков много, а прирожденных мало», - решили начальники и предложили Владимиру Коккинаки сменить амплуа – стать испытателем.
Работа летчика-испытателя в те годы считалась высшей ступенью летного мастерства. Задача испытателя – помочь конструкторам довести новую машину до совершенства. Эта работа полна риска, требует высокой отдачи, огромного запаса знаний и умений.
О своей профессии Коккинаки рассказывал так: «Испытывая самолеты, я должен определить достоинства и недостатки новых конструкций, все их качества, и в первую очередь наибольшую скорость, предельный потолок, максимальную дальность. Работа испытателя самолетов чрезвычайно увлекательна, но и очень кропотлива... Мы стремимся полностью изучить самолет, чтобы после нас никто не мог что-нибудь добавить к его характеристике. Нашу работу нельзя выполнять формально, казенно. На испытателе лежит огромная ответственность». Коккинаки с головой уходит в испытательские будни сначала в НИИ Военно-воздушных сил РККА, затем – на авиазаводе им. Менжинского.
В 1935 году Владимир Константинович приходит старшим летчиком-испытателем в КБ Ильюшина, и в следующие 30 лет все машины фирмы будут проходить через его руки. Примерно в это время Коккинаки увлекается фигурным пилотажем, максимально раскрывающим возможности самолета. Весной 1935 года он возглавляет первую пятерку истребителей-пилотажников для первомайского парада на Красной площади. А в апреле 1936 года Коккинаки первым в стране выполняет петлю Нестерова на двухмоторном самолете – опытном бомбардировщике ЦКБ-26. Росла и развивалась советская авиация, вместе с ней рос опыт Коккинаки, близилось время рекордов.
Именно он в 1936 году стал первым советским человеком, установившим мировой рекорд. На дальнем бомбардировщике ДБ-3 Коккинаки впервые поднял сначала полтонны, а затем и 2000 килограмм грузов на высоту 11 километров. На том же бомбардировщике он первым провернул мертвую петлю. Всего Коккинаки поставил 20 мировых авиационных рекордов.
Геройски прославил летчика беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток в 1938 году. Тысячи километров и 24 часа провел за штурвалом Владимир Коккинаки. Ему вместе с напарником Бряндинским было присвоено звание Героя Советского Союза. Через несколько месяцев Коккинаки беспосадочно пролетел из Москвы в Америку через северную Атлантику. Так Владимир Константинович проложил маршрут, по которому стали совершаться пассажирские рейсы Москва - Нью-Йорк.
В общей сложности Владимир Коккинаки отдал испытательной работе 34 года своей жизни и провел в небе более 7000 часов. В 1957 году Владимиру Константиновичу было присвоено второе звание Героя Советского Союза. Тогда он уже вовсю испытывал новую реактивную технику, около трети часов налета Коккинаки пришлось именно на нее. От поршневых самолетов до реактивных, от Ил-2 до первых послевоенных пассажирских - кажется, Коккинаки испытывал в советской авиации всё. И всё это он испытал и посадил без единой аварии!
В середине 1950-х годов Владимир Константинович испытывает один из первых советских турбовинтовых лайнеров – дальнемагистральный гражданский Ил-18. Изучая новый самолет, Коккинаки ставит новые рекорды. Примечательно, что в одном полете с ним работает бортинженером брат − Павел Константинович Коккинаки. В 1958 году уникальный экипаж ставит три рекорда высоты с грузами 5,10 и 15 т. 19 августа 1959 года, пролетев на Ил-18 по маршруту Москва — Мелитополь — Москва, Коккинаки поставил сразу пять мировых рекордов скорости полета на участке 2000 км с грузом в одну, две, пять, десять и пятнадцать тонн.
В 1957 году Коккинаки был награжден второй медалью Героя Советского Союза, в 1959 году ему присвоено звание заслуженный летчик-испытатель СССР, а в 1965 году Международная авиатранспортная ассоциация наградила пилота бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» за открытие кратчайшего авиапути из Европы в Америку.
В 1964 году Владимир Константинович закончил карьеру испытателя. Его последним самолетом был межконтинентальный авиалайнер Ил-62, одновременно ставший и последней работой Сергея Владимировича Ильюшина, с которым Коккинаки связывали долгие профессиональные и дружеские отношения.