Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

Жительница ст-цы Полтавской Антонина Прокофьевна (в девичестве Букач) (1915 г.р.) вспоминала:

«Примерно к 1907 году, а может раньше или позже, у Давида Яковлевича Букача и его жены Ульяны Ефимовны был уже новый дом из красного кирпича, крытый цинком (в доме – полы, окна двойные, двери капитальные, отопление дровами, печь типа камина. Такую печь мы называли ГРУБА, и их было две). К дому была пристроена кухня из самана с русской печью (пол – земля). Появились и хозяйственные строения: амбар для зерна, сарай, а под ним погреб (подвал). Чуть дальше сарай для полОвы (корм для лошадей). Еще был сарай о трех стенах для укрытия от дождя и снега сельскохозяйственного инвентаря: арбы, плуга, борогребки, косилки, упряжи для лошадей и т.д.».
В памяти казака ст-цы Динской В.Мащенко осталось следующее: "Росли мы при самой простой, можно сказать, первобытной обстановке. Дом наш был самый большой в станице. Он выходил окнами на площадь, а фасадом обращен во двор. В нем было пять комнат: кухня, «хатына», столовая, зала и спальня. К кухне были пристроены сени. Почему вторая от кухни комната называлась «хатыной» не знаю, но это была самая жилая комната. Собственно, мы жили только в кухне и в «хатыне» - особенно зимой. Эти две комнаты были теплые, так как они отапливались большой русской печкой в кухне и печкой-грубкой в «хатыне». На остальные комнаты была только одна грубка, которая топилась из столовой и нагревавшая столовую, залу и спальню, поэтому эти комнаты зимой были почти нежилыми, да и грубка эта топилась только в большие холода. В другое время года в них мало жили.
В столовой накрывали стол в редких случаях - когда были гости; в ней же принимались «попы», приходившие в Великие праздники «с крестом и молитвой». В таких случаях гости и «попы» проходили парадным ходом, мы же этим ходом некогда не ходили и он всегда был заперт. Прежде, когда был жив отец, были часто и гости, но этого времени я не помню, а знаю по рассказам. Принимались они в парадных комнатах. Когда сестра была девушкой-невестой, они принимала своих гостей в парадных комнатах...
Зимой мы - мелюзга (я, Николай, Надя, впоследствии, когда подрос, и Иван) околачивалась все время в кухне на печи, там и спали. На печи было тепло и там мы находились, конечно, раздетыми - в одних рубашонках и «штанцях», босиком. Когда надо было «выйти по делам», выскакивали из хаты в том в чем были на печи, и в дождь, и в снег, днем и ночью. Когда выпадал глубокий снег, то мы, радостные, соскакивали с печи, выскакивали раздетыми и «купались» в снегу, потом опять на печь греться".

Источники:
1.Е.Сабур.Как в станице Полтавской в советское время возродилась православная община.
2.В.Мащенко.Кубань шестидесятых годов XIX века.
Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».