Митрофан Пятницкий - музыкант, исполнитель и собиратель народных песен, основатель знаменитого хора, носящего его имя.
3 июля 2024 года со дня рождения Митрофана Пятницкого исполнилось 160 лет.
Митрофан Ефимович Пятницкий родился 3 июля 1864 года в селе Александровка Воронежской области в семье священника – Ефим Петровича, который всю жизнь посвятил церковному пению и был дьяконом в местной церкви.
Семья была большая (в ней было 12 детей) и жила бедно. Митрофан Ефимович был девятым сыном Ефима Петровича и, как оказалось, первым по заложенному в него творческому потенциалу: в самом раннем возрасте у мальчика прорезался исключительный слух и превосходная музыкальная память. У Митрофана было всего два пути – работать на земле или идти в семинаристы. Выбор за него сделали родители – после церковно-приходской школы они отправили сына в Воронежское духовное училище.
Прошел год, и Митрофан ушел из училища. Причиной стала маленькая книжка с популярными на то время песнями: песенник с красивым хороводом на обложке. Книжка не ускользнула от надзирателя училища, и он сказал: «Ещё не научился как следует господа-бога славословить, а уж кабацкие песни в голову лезут!» Впечатлительного мальчишку это поразило до глубины души, и после летних каникул Митрофа Ефимович ушел оттуда навсегда. Он не смог простить преподавателю то, что он назвал русскую народную песню «кабацкой».
Спустя два года пребывания в родительском доме, он решает уехать в село Садовое к своей старшей сестре Наталье. Сначала выучился на слесаря, затем ушел на заработки в город, после устроился писарем в контрольной палате в Воронеже. Изучил бухгалтерское дело и стал работать экономом в духовном училище, в котором раньше учился.
В это время, как и в годы учебы в училище, Митрофан Пятницкий продолжал собирать и записывать народные песни, также брал уроки пения у известного музыкального педагога Льва Михайловича Образцова.
В 1896 году Пятницкий прошел прослушивание в консерватории. Его согласились принять на учебу, невзирая на возраст и отсутствие должной подготовительной школы, с условием, что он займет должность эконома в новом корпусе консерватории.
Осуществлению этих планов помещала несчастная любовь: накануне свадьбы Митрофана бросила невеста. В результате он впал в глубочайшую депрессию и несколько месяцев избегал общения с внешним миром. Доведя этим себя до истощения, Пятницкий был доставлен в московскую лечебницу для душевнобольных. Немного оправившись, он стал работать письмопроизводителем. Пятницкий жил и работал в квартире, выделенной ему администрацией лечебницы и располагавшейся внутри медицинского учреждения.
Никогда не оставляя идеи стать профессиональным певцом, Пятницкий стал брать уроки вокала у известного московского педагога Камилло Эверарди. Пятницкому нравились песни многих итальянских артистов, и Баттистини в особенности. Он даже выучил некоторые его песни. Однажды сам Баттистини приехал с гастролями в Москву. Пятницкий исполнил ему песенку на итальянском языке, и Баттистини был поражен мастерством певца. Следом — несколько народных русских песен. И итальянский певец был поражен пуще прежнего.
Знакомство с Баттистини открыло Пятницкому глаза на свое призвание: подражать итальянской школе — это не в его правилах. Теперь Пятницкий решает посвятить себя народному фольклору. Он становится членом музыкально-этнографической к комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. Ездит по деревням и собирает драгоценные русские песни, руководствуясь словами Добролюбова: «Если еще в мире есть поэзия, то ее нужно искать среди народа».
В 1902 году Пятницкий задумал создать ансамбль народной песни.
В 1903 году стал членом музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Тогда же Пятницкий начал работу по сбору песен: купил фонограф и стал путешествовать по деревням, записал более 400 песен. В 1904 году издал книгу «12 русских народных песен (Воронежской губернии Бобровского уезда)». Книга принесла Пятницкому известность. Пятницкий не ограничивался только собиранием песен и инструментальных наигрышей, он собрал большую коллекцию народных инструментов и костюмов.
В одной из деревень, Александровке, Пятницкий встречает Арину Колобаеву — простую крестьянку, у которой было всё: стиль, голос, природная одаренность. В другом деревне, Новая Усмань, Пятницкий находит целую семью песенников. И так в других деревнях. Он решает показать русской общественности, что в деревне находятся настоящие самородки, достойные внимания. В 1910 году Пятницкий создал хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний. Этот хор и был впоследствии назван его именем.
Зимой 17 и 18 февраля 1911 года в Малом зале «Благородного собрания» состоялся концерт крестьян Рязанской, Тульской и Воронежской губерний. Хор впервые выступил в Москве и привлек внимание многих деятелей культуры, в том числе Станиславского. После концерта один из зрителей сделал такую запись: «Это хорошо, как розовые зори, как широкая степь, как зеленый лес! Так хорошо, так хорошо, хорошо!». Действительно, это был фурор. Триумф русского народного искусства.
В 1912 году концерты хора проходили в консерватории. В 1918 году хор выступил в красноармейском клубе Кремля (состоялась также личная встреча Пятницкого с Лениным, после которой хор получил поддержку советского правительства).
В 1921 – 1925 годах Пятницкий преподавал пение в 3-й Студии МХТ (ныне Театр имени Евгения Вахтангова). В 1925 году Пятницкому было присвоено звание Заслуженного артиста Республики.
21 января 1927 года Митрофан Пятницкий скончался. Он был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
После смерти Пятницкого его квартира на Девичьем поле в Москве была превращена в дом-музей. В настоящее время этот музей не функционирует. 17 сентября 1988 года в Воронеже был торжественно открыт памятник Пятницкому. Он находится в сквере рядом с Домом офицеров на Проспекте Революции.