Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

«Идить, дитки, на вси чотыре стороны, куда Бог укаже»

В традиционной культуре в группу приглашаемых на свадьбу включались как представители страты, соответствующей социальному положению невесты и жениха (дружки и бояре), так и родственники, некоторые из которых наделялись в свадебном обряде особым статусом (свашки). Принципиальным моментом приглашения являлось соблюдение автономии приглашающих сторон: отдельно должны быть приглашены гостей со стороны невесты, отдельно со стороны жениха. Таким образом, формировалось две процессии, одну из них составляли невеста и дружки, другую женихи бояре: «Оцэ ж невеста склыкае, а жэных соби склыкае». Передвижение групп старались организовать так, чтобы они не встречались друг другу во время выполнения ритуала: «Ны должны слывацця там, дэ воны ездють».
Перед тем как отправиться созывать гостей, невеста с подружкой приходила к жениху и становилась рядом с ним.
Мать жениха выносила хлеб, который он брал под левую руку, и платок, за который брались жених и невеста. Мать выводила их за ворота со словами: «Идить, дитки, на вси чотыре стороны, куда Бог укаже». Жених передавал хлеб матери, кланялся по три раза на четыре стороны и после благословения матери отправлялся приглашать гостей.
Когда жених отправлялся за невестой, мать в шубе мехом наружу трижды обводила его вокруг стола, на котором стоял хлеб. Хлебом-солью и иконой благословляли жениха и невесту их родители. Мать обсыпала жениха и невесту пшеницей, конфетами, монетами.
Источники:
1. С.А. Жиганова. Приглашение на свадьбу в кубанской фольклорной традиции.
2. Н.И. БондарьХлеб/хлиб: пища и символ (материалы к этнокультурному словарю Кубани).