5 августа 2024 года исполняется 180 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина, великого русского художника, работы которого хорошо известны не только знатокам живописи, но и тем, кто редко заглядывает в залы художественных галерей.
Гений этого живописца не знал пределов, Репин писал на разные темы. Его интересовала история, религия, красота природы и человека. Особое место в творчестве художника всегда занимала тема социальной справедливости. Илья Ефимович был настоящим трудоголиком, написавшим сотни полотен. Даже в глубокой старости, перед самой кончиной, когда руки уже плохо действовали, Репин продолжал работать. Он считал, что еще не все успел сказать человечеству своими картинами.
Репин был очень спортивным человеком и всегда много двигался. Даже во время разговора он активно размахивал руками.
С юности он любил танцевать и порой вальсировал до упаду. А однажды, придя в гости к Толстым, Репин с супругой шокировали всех, устроив посреди ночи «плясовые оргии под граммофон».
Илья Ефимович ездил верхом, плавал, работал в саду, ходил на лыжах и катался на санях. Ученик художника Антон Комашка вспоминал, как 75-летний учитель заставлял его проделывать 15-минутный комплекс английской гимнастики перед тем, как отправиться в мастерскую. А перед сном он обязательно проходил длинную дистанцию физкультурным шагом.
Репин страдал от перфекционизма и часто бывал недоволен своими картинами. Случалось, что он переписывал уже готовые работы, и его не смущало даже то, что они уже были выставлены в Третьяковской галерее. Павел Третьяков запретил пускать туда Репина в свое отсутствие, так как было несколько эпизодов, когда Илья Ефимович приходил с красками и кистями и переписывал полотна прямо на глазах у изумлённых посетителей.
Из-за этой особенности Репина Третьяков однажды сам внёс правки в одно из полотен живописца: Павел Михайлович посчитал, что на портрете Толстого у писателя слишком красный лоб. Побоявшись, что Илья Ефимович увлечется исправлениями и все испортит, меценат высветил лоб сам.
Интересно, что художнику приписывают авторство картины «Монахи (Не туда заехали)», из-за которой появилось ироничное выражение «картина Репина «Приплыли», хотя на самом деле ее написал Лев Соловьев.
Дело в том, что в 1930-х это полотно висело рядом с работами Репина, которые оказались в подавляющем большинстве. Кто-то решил, что «Монахи» тоже принадлежат кисти Ильи Ефимовича. Чуть позже картину в народе переименовали в «Приплыли» и «заменили» автора.
Художник придерживался строгих правил в отношении ночного отдыха.
Спать он предпочитал в помещении с настежь открытыми окнами, причем и летом, и зимой - в доме художника даже была специальная спальня с тёплыми спальными мешками.
Дочь Репина вспоминала:..В "холодной" спали и папа, и мама, и наутро у папы замерзали усы, а снежок сыпался в окно прямо нам на лица.
Не отапливал Репин и мастерскую, чем отбил желание позировать у многих натурщиков.
После того, как у Репина стала отниматься правая рука, он начал пользоваться левой. Позже он придумал хитрую приблуду: прикрепил большую палитру к поясному ремню, освободив тем самым обе руки.
Вторая жена Репина, Наталья Нордман-Северова, с которой художник прожил 15 лет, была убеждённой вегетарианкой. Она полностью изменила рацион питания художника и его частых гостей.
Когда в Пенаты приезжали друзья и единомышленники (обычно это случалось по средам - в имении был "день открытых дверей"), на стол подавались отвары из сена и свёклы, котлеты из риса и картофельной шелухи, "куропатки" из репы, морковные "зайцы", свекольный кофе, бифштексы из клюквы, печенье из подорожника с миндалём, а также соленья и фрукты.
Зная об этом, некоторые гости привозили с собой мясо и тайком съедали в укромных уголках.
Но даже несмотря на специфическое меню дома Репина и Нордман, за трапезой обычно собиралось по 20-30 человек. Кстати, необычен был и сам стол - он был заказан Натальей у финского столяра Пекко Ханекайнена в 1909 году и мог вращаться, чтобы гость мог взять себе любое блюдо без посторонней помощи.
Репин был отличным другом - он не соперничал с другими художниками, не плел интриг. И очень любил сотрудничество.
Однажды Айвазовский предложил Илье Ефимовичу совместно написать картину «Прощание Пушкина с морем». Он посчитал себя слабым в портретном жанре, поэтому доверил изобразить поэта своему другу.
«…Дивное море написал Айвазовский. И я удостоился намалевать там фигурку…» - прокомментировал творческую коллаборацию Репин.
Вот таким был художник, имя которого стало нарицательным.
И.Е. Репин
Гости в имении Репина перед знаменитым вращающимся столом