Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Настройки отображения

Официальный сайт Администрации

Мы в социальных сетях

   VK60x60     OK60x60     

310 лет назад, 7 августа 1714 года у мыса Гангут в Финском заливе русский гребной флот разгромил шведский.

Это была первая победа на море, во многом определившая исход Северной войны. В честь этого события 9 августа является Днём воинской славы России.
Название полуострова Гангут – производное от шведского. Но сегодня на карте его не найти. Теперь Гангут называется по-фински: Ханко. Это самый южный мыс материковой части Финляндии.
В 1709 году баталия неподалёку от Полтавы завершилась русской победой и изменила ход Северной войны. Шведы были разбиты, но не спешили заключать мир. У них ещё оставался мощный флот, который надёжно закрывал русским выход в Балтику. Надёжно – по мнению шведских адмиралов, которые не сомневались в своём господстве в северных морях.
Но московский царь Пётр Алексеевич имел другое мнение. В 1714 году он решил принудить шведов к миру – захватить южное и юго-западное побережье Финляндии и перенести боевые действия на территорию Швеции. Задача перед Петром стояла сложнейшая – победить господствующих на море шведов. Молодой Балтийский флот был ещё не в состоянии соперничать с превосходящим его противником.
В этой ситуации Пётр принял нестандартное, но самое верное решение. Он сделал ставку не на тяжёлые парусники, а на лёгкие гребные суда. В Санкт-Петербурге, на Галерной верфи началось массовое строительство скампавей. Это были плоскодонные суда с осадкой всего полтора метра и длинным узким корпусом. Они предназначались для перемещения по шхерам, вдоль побережья, куда большому кораблю сложно подойти, и не зависели от ветра, в отличие от парусных кораблей. Вмещала скампавея до 150 человек, вооружение её составляло 1-2 пушки малого калибра. К началу кампании 1714 года в Петербурге был построен галерный флот – более 100 скампавей. Противопоставить этому шведам было нечего, у них галерный флот практически отсутствовал. Шведы, располагавшие парусными кораблями, несколько недооценивали галерный флот и его значение, за что впоследствии жестоко поплатились.
Перед русским отрядом стояла задача подойти к берегам Швеции, но позицию у южной оконечности Гангутского полуострова занял мощный шведский флот под командованием адмирала Густава Ватранга. Это было единственное место где пройти по шхерам, и тем самым избежать боя было невозможно. Здесь и пришлось остановиться русскому флоту в составе около 100 скампавей. Генерал-адмирал Фёдор Апраксин не решался действовать, и ждал месяц, пока к полуострову не прибыл Пётр I. Инициатива исходила именно от царя.
Обследуя Гангутский полуостров, Петр Алексеевич обнаружил узкий перешеек, через который местные рыбаки перетаскивали свои лодки. Царь приказал строить большую переволоку по которой можно было бы направить часть кораблей в тыл шведам. Работа закипела, но об этом узнали шведы.
Адмирал Густав Ватранг принимает решение разделить свой флот. Утром 5 августа отряд контр-адмирала Нильса Эреншёльда в составе 18-пушечного прама «Элефант» и 8 гребных судов отправляется блокировать русских у переволоки.
Отряд вице-адмирала Лилье берёт курс на гавань Тверминне. Его задача – атаковать русских. У мыса Гангут остаётся сам адмирал Ватранг всего лишь с 7 линейными кораблями и 2 фрегатами. Шведы, как им казалось, разгадали русский план.
В зависимости от обстоятельств Пётр I менял свои планы. В связи с этим события для шведов развивались стремительно и не предсказуемо. Видя, что вражеский флот ослабил свои позиции у полуострова, Пётр принимает решение, обескураживающее противника. Он отдаёт приказ выдвигаться прямо на него.
Утром 6 августа на Балтике наступил штиль, из-за чего шведские парусные корабли утратили ход и маневренность. Воспользовавшись ситуацией, сначала авангард русского флота численностью 20 скампавей под командованием командора Матвея Змаевича, а затем ещё 15 скампавей другого отряда осуществляют прорыв – проносятся мимо главного отряда шведов на вёслах. Сражаться с ними невозможно – артиллерия выстрелами не достаёт, догнать их не позволяет безветрие. Таким образом надобность в переволоке отпала. Отряд командора Змаевича заблокировал корабли контр-адмирала Эреншёльда у острова Лаккиссер. При прорыве одна русская скампавея «Конфай» села на мель. В шведском плену оказались 232 человека.
Увидев стремительные действия русского флота, Нильс Эреншёльд попытался уйти, но русский авангард заблокировал его в шхерах. Опасаясь нового прорыва, шведы выстраивают свои корабли в том месте, где успел пройти русский авангард, и совершают вторую ошибку. Пётр I воспользовался этим и утром 7 августа оставшиеся 65 скампавей прошли вдоль берега, куда не долетали шведские ядра. Через два часа после прорыва Пётр приказал атаковать отряд контр-адмирала Эреншёльда, не успевшего увести свой отряд. В бой с русскими шведский контр-адмирал ввёл всё, что у него было: прам «Элефант», 6 больших галер и 2 шхербота, выставив их бортами к русскому флоту полукольцом. Причём, шведы заняли позицию, которая нивелирует численное превосходство русских. Корабли были выстроены в узком заливе, а фланги практически упирались в береговые отмели. При такой расстановке сил и средств обойти шведов было невозможно.
В атаку на отряд контр-адмирала Эреншёльда Пётр I бросил 23 скампавеи. Шведы стояли насмерть и перекрёстным огнём в течение 3 часов отбивали атаки русских. Ни один корабль не был взят без абордажного боя. Галеру за галерой захватывали морские солдаты Петра, постепенно приближаясь к праму «Элефант». Пётр I лично участвовал в абордажных атаках, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного и ожесточённого боя сдался шведский флагман – 18-пушечный «Элефант». Были захвачены в плен 10 кораблей отряда контр-адмирала Нильса Эреншёльда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.
Пётр I писал в походном журнале: «Воистину нельзя описать мужество российских войск как начальных, так и рядовых, понеже абордирование так жестоко чинено, что от неприятельских пушек несколько солдат не ядрами и картечами, но духом пороховым от пушек разорваны».
Русский флот потерь в кораблях не понёс. Из числа личного состава 124 человека были убиты, 342 получили ранения. За это сражение Петра I произвели в вице-адмиралы. Шведские потери оказались значительно выше: 361 человек был убит, 580 оказались в русском плену, из них 350 человек раненых. Среди пленных оказался получивший семь ран в бою контр-адмирал Нильс Эреншёльд.
За участие в Гангутском сражении 130 русских офицеров были награждены золотыми медалями, 3284 нижних чина – серебряными.
Гангутская битва лишила шведов господства в северных морях. В тот же год русские взяли Аландские острова, высадили десант на севере Финляндии и Швеции. Война продолжалась и теперь шведский флот вынужден был сосредоточиться на защите своей береговой линии. Гангутское морское сражение стало важнейшей морской победой Петра. Он её сравнивал с победой под Полтавой. Пётр Алексеевич думал и о сохранении этой битвы в истории. Захваченные шведские корабли он не бросил в ходе сражения, а привёл в Санкт-Петербург, повелев ежегодно парадами 7 августа отмечать день Гангутской победы. Во время парада, посвящённого победе русского флота в Гангутском сражении, многочисленным зрителям, собравшимся 9 сентября 1714 года на берегах Невы, были представлены русские корабли-победители и захваченные в сражении шведские с частично уцелевшими на них экипажами. Проведение парада в честь победы русского флота в Гангутском сражении положило начало рождению праздника – Дня Военно-морского флота России. В Санкт-Петербурге была построена церковь святого Пантелеймона, в день которого была одержана победа. Пять российских и советских кораблей носили гордое имя «Гангут».
Пётр I приказал создать в Санкт-Петербурге мемориал русской морской славы, где повелел вечно хранить как первые корабли, заложенные и построенные здесь, так и взятые в плен в память об одержанных победах. Первыми кораблями, установленными на этом мемориале, были прам «Элефант» и 5 шведских галер. Мемориал развивался и после смерти Петра. К середине XVIII века у кронверка Петропавловской крепости стояли 28 кораблей — 13 русских и 15 взятых в плен. Но ни один из этих кораблей до наших дней не сохранился.
Публикация от автора: Сергей Хайминов, капитан-лейтенант, член Нижегородского областного отделения «БОЕВОГО БРАТСТВА»