Публикация «Любо»

Сейчас казаки — неотъемлемая часть жизни Краснодарского края, его безопасности.

Казаки охраняют школы, социальные объекты, патрулируют улицы, обеспечивают порядок на праздниках, участвуют в спецоперации на Украине, занимаются сбором и отправкой гуманитарных грузов в новые регионы России.
День Кубанского казачьего войска отмечают ежегодно 14 октября. Если дата выпадает на будний день, праздник проводят в ближайшее к ней воскресенье.
Не случайно и то, что казачий праздник приходится на церковный — Покров Пресвятой Богородицы. Богоматерь защищает людей и покровительствует воинам. В 1641 году в самые трудные дни «Азовского сидения» (защиты города Азова от турков), отбив множество атак, казаки уже исчерпали силы и готовились к смерти. Бойцы помолились и приняли решение биться до последней капли крови, однако враг отступил. И по сей день все российские казаки верят в то, что им явился образ Божией Матери с покровом, которая заступилась за храбрых воинов.
История кубанского казачьего войска начинается с 1696 года, когда вместе с Петром I хоперские казаки с Дона участвовали в походе на Азов. Затем потомки этих казаков составили основу Хоперского полка, который позже — в 1860 году был включен в Кубанское казачье войско. Кубанское же войско же было сформировано на основе Черноморского казачьего войска, созданного в период русско-турецкой войны 1787-1791 годов князем и государственным деятелем Григорием Потемкиным из числа присягнувших России казаков распущенного ранее войска запорожского.
С 1791 года началось переселение казаков на кубанские земли, началось освоение казаками Кубани. Главная цель переселения казаков на Кубань — защита южных рубежей Российского государства от набегов горских племен, противодействие турецкой агрессии и освоение новых земель.
Далее большое значение имеет 1860-й — год, когда Черноморское казачье войско (176 тысяч человек) и Кавказское линейное казачье войско (269 тысяч человек) объединили в Кубанское казачье войско. В тот период география расселения кубанских казаков впечатляла — это территория современных Краснодарского края, Адыгеи, Карачаево-Черкесии, запад Ставропольского края и юг Ростовской области.
Кубанские казаки как сословие изначально были максимально самобытны. Не было в Российской Империи более демократичного общества. Войскового атамана, кошевых и куренных атаманов выбирали голосованием, голосованием же по заслугам распределялись земли. Взаимоотношения «государство — казаки» строилось на военно-ленной системе, то есть государство (император) наделял казаков землей за несение ими военной службы.
Первый и самый ощутимый удар по казачьей демократии («вольнице») был нанесен в 1797 году, вскоре после того, как казаки обосновались на Кубани — император Павел назначил атаманом Тимофея Котляревского. Его не избрали на войсковом круге казаки, как ранее всегда было, а назначили из Санкт-Петербурга. При этом следует отметить, что были более достойные кандидаты на должность атамана, и казаки были крайне недовольны выбором императора.
Примерно с 1820 — 1830-х годов начинается классовое расслоение среди казаков на Кубани. Если раньше все кубанские казаки были более или менее равны в материальном плане, то с этого этапа начинает ощущаться социально-экономическое расслоение, появляются зажиточные казаки, сделавшие состояние на садоводстве, сельском хозяйстве, промыслах или торговле. Постепенно, казачья демократия уходит в прошлое.
После объединения двух казачьих войск в 1860 году, а затем окончания Кавказской войны в 1864 году, отпала необходимость защищать Россию от горцев. Но не отпала надобность в казаках. Ни одна война или вооруженный конфликт с участием России не обходился без кубанских казаков — они участвовали в Отечественной войне 1812 года, брали Париж в 1814 году, участвовали во многочисленных войнах с турками, персами, покоряли Кавказ, воевали в европейских кампаниях.
К июлю 1914 года численность Кубанского казачьего войска составляла около 1,3 млн человек. В ходе Первой мировой войны Кубанское казачье войско выставило 37 конных полков и 1 отдельную казачью дивизию, 2,5 гвардейские сотни, 24 пластунских батальона и 1 отдельный пластунский батальон, 6 батарей, 51 различную сотню, 12 команд (всего около 90 тысяч человек).
После Первой мировой войны и Гражданской войны, с 1920 года по 1932 год — эпоха репрессий советской России против казачества. Их переселяли, высылали, расстреливали, арестовывали.
В Великую Отечественную войну Россия вновь вспомнила о кубанских казаках — были сформированы кавалерийские и пластунские части, и это кроме того, что каждый шестой житель региона ушел добровольцем на фронт. А население Кубани в то время составляло не менее трех миллионов человек.
В 1990 году начинается новая современная история Кубанского казачьего войска. Сначала войско возродилось как ряд общественных казачьих организаций.
В октябре 1990 года состоялся учредительный съезд различных общественных организаций казаков Кубани, на котором были утверждены символы возрождающегося Кубанского казачьего войска, в том числе и флаг. Именно это событие легло в основу выбора даты празднования дня Кубанского казачьего войска.
5 февраля 1998 года Кубанское казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ России.
В День образования кубанского казачества во всех муниципалитетах края проходят торжественные мероприятия, которые сейчас более скромные, без больших концертов и салюта из-за участия казаков в СВО на Украине.
В настоящее время около 8,4 тысячи (по данным на начало октября 2024 года) казаков с Кубани участвуют в специальной военной операции на Украине.
При этом кубанское казачество не только принимает участие в боевых операциях, но и осуществляет крупномасштабные гуманитарные акции. Еженедельно гуманитарные конвои отправляются с Кубани в новые российские регионы — в ДНР, ЛНР, в Херсонскую и Запорожскую области. Всего в зону специальной военной операции казаки направили более 5,3 тысяч тонн гуманитарных грузов.
Поздравляем наших казаков с праздником и выражаем им свою признательность за почитание традиций родной земли и веры предков, укрепление связи поколений и продолжение вековых обычаев казачества, за верность и защиту своего Отечества.