Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

Для производства одежды и домашнего текстиля выращивалась конопля – очень древняя культура, известная на территории России с IX века, к этому времени относятся сведения о возникновении торговли пенькой.

Именно южная конопля была наиболее урожайна и достигала высоты от двух до четырех метров. Плоды конопли перерабатывали на масло, употребляемое в поисках, иногда во время еды. Конопляный жмых был ценным корм для скота. В настоящее время краевые фольклорно-этнографические экспедиции НИЦ ТКГНТУ «Кубанский казачий хор» имеет фонд видеоматериалов и аудиозаписей, где информанты подробно рассказывают о процессе выращивания конопли, ее обработки, прядения, ткачества и изображения холстов. Информационные сведения происходят с этапами традиционная обработка материалов на территории России и имеют свои региональные особенности. В видеозаписях полевых материалов информант О.И. Старовская 1911 г.р.показывает процессвердения и говорит об этапах работы:замачивание, «битё», выминание, «гребнем чесали», затем «прядево» конопляное превратилось в нить для прялки. Сотканное полотенце надевается на рубахи мужские, женские, «мальчишкам», рубахи «дающие усадки». «Эти семья»,-говорит информант, рассказывая о лакомстве, которым был жареный маслянистый плод конопли –односемянной орешек».
Требования по обработке холста следующие: холсты вымачивают, высушивают на солнце, на улице «типают на столбе», потом босыми ногами «ваминают на дощечке».
В нагорных станицах Кубанской области, по данным Македонова Л.В., за 1902 г.-1904 гг. посевы льна и конопли были малы для включения «удобных мест для конопляников». Например, «Посевов льна (в одной ст. Кутаисской указано 0,5 дес.); конопля родится плохо, и потому материала для ткани не хватает(тут «не» должно быть слитно, нехватка)» .
Как говорит информатор, «наш хутор с Дона населялся, одиннадцать семей населяли». На хуторе было распространено ткачество. Ткали из стеблей конопли. «Моя свекруха, она ткала. В огороди конóпли сеяла свекруха, а потом осенью срезали, снопы вязали. Мы с золовкой в речке – у них огород большой – сзади була речка, вот это Дунайка наша, и вот конóпли мочили, сколько я вже не помню… Конопель мыкали, в станок залаживали…» .
Источники:
1.И.В.Ярошенко.Традиционный костюм кубанских казаков XIX – начала XX века.
2.Бердюгина В.А.,Тумасян С.В. Материальная культура Белореченского района Краснодарского края( по результатам проведения полевых фольклорно-этнографических исследований).
Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко»