Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»
- Подробности
- Создано: 28.11.2024 16:26
Традиционная кубанская трапеза.
Несколько фактов о приёме пищи в кубанских семьях. Возможно, мы о них уже упоминали, но так как вспомнить традиции никогда не будет лишним, дадим слово кубанцам-старожилам и учёным, которые записывали их воспоминания.
За едой не принято было разговаривать. Та трапеза, во время которой ты "глух и нем" и кушаешь "мовчкы" - это норма, дошедшая от нас от предков.
"Йисты мовчы - это строго настрого. А вжэ здорови булы, а смих нападэ, так попадэ лошкой”; “Хоть бы одын так по всий миски, тико биля сэбэ бэрэшь и йишь, и ны дай Бог заторохтив лошкой”; “И чашка стоит здорова, и успевай тока з нэи тягать. И вот я закапризничаю, хто-то там мэни товкнул, хто-то другой, и я раскапризничалась – мэни йисты нэ дадут. Нэ йила там, нэ успила там, больше тоби не дадут. Хочь до обед будэшь голодна, хочь до вэчира, хочь ты плачь, хоть шо. И от это научилы на всю жизнь. Научилы, шо знай врэмя йисты”".
В некоторых семьях существовал запрет на употребление ухи для самых маленьких.
По словам М.Ф. Харламенко, «настоящая уха – рыба, цыбуля и укроп, ни картошки, ни якой морковки, чёрный пэрчик кидают». Для маленьких детей существовал на уху запрет. Скорее всего это было связано с практическими соображениями, поскольку в речной рыбе много костей. Однако существовали и иррациональные объяснения: «Рыба немая, долго балакать ны будэ (дитё. – О.М.)»
Преломление хлеба по-кубански.
Хлеб за столом разрезал старший и наделял каждого участника трапезы. В некоторых семьях сохранялась традиция не резать, а ломать хлеб руками: «Хлибыну хлиба от визьмить и ризану йиштэ, и визьмить соби отламайтэ.
Одын и той же хлиб, но совэршэнно разный вкус. Оцэ як спычу я хлиб и до кого-нибудь понэсу, зроду нихто ны рижэ, тикэ или грызэ, или ламае...»
Источники:
1. В.В. Воронин. Повседневный застольный этикет кубанских казаков.
2. О.В. Матвеев. Традиционная система питания восточнославянского населения Ленинградского района Краснодарского края.
3. Н.И. Бондарь. Хлеб/хлиб: пища и символ (материалы к этнокультурному словарю Кубани).
Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко»