Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

Вся жизнь наших предков - это труд, труд и труд. В грозные годы - не только мирный, но ещё и военный, в спокойные годы - тяжёлая крестьянская работа.

Как известно, традиционная семья выполняет не только репродуктивную, но и другие функции: хозяйственно- экономическую, воспитательную, коммуникативную и др. С учётом этих функций и подбирали невест: «Невесту выбыралы роботящу, здорову бабу …, шоб она и копыцю клала, шоб и везде управлялась, и коров доила".
Как сказать о тяжком труде? Можно употребить "вкалывать", "ишачить" или что-то в этом роде.
Но в запасе у наших бабушек были и другие слова.
"Муша'тить" - много и тяжело работать (хут. Ильич) - фонетический состав корня глагола позволяет предположить его родство с существительными "машта'к" - порода низких степных лошадей, сильных и выносливых, но не обладающих большой резвостью и "мушак" (записано в ст-це Копанской в устойчивом сравнении "як мушак" - о человеке, который способен много работать).
О продолжительной работе носители диалекта говорят: "заря пригонить, заря угонить" (Арх.). Записаны выражения "без выгребу", "без выпрягу" - без отдыха, без передышки, характеризующие продолжительный, тяжёлый труд: "Работали без выгребу" (Вознес.). С утра да ночи биз выпрягу работали (Воронеж.). О человеке, находящемся в постоянных хлопотах, непрерывном труде, говорят: как чёрт в боклаге / в рукомойнике. Широко распространены в местных говорах структурные варианты: "некогда / ни(ы)колы в(у) гору глянуть" - быть очень занятым какой-то работой (гора - верх).
Источники:
1. Н.И.Бондарь. Традиционная женская субкультура Кубанского казачества.
2.О.Г.Борисова, Л.Ю.Костина. Эволюционные процессы в лексико-фразеологическом пространстве говоров позднего образования (на материале говоров Кубани).
3.О.Г.Борисова. Лексика и фразеология современных кубанских говоров как макросистема. Модель и её реализация.