Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»
- Подробности
- Создано: 28.12.2024 16:26
ХIХ – начале ХХ веков в сельской местности зимние святки отмечали на всей территории Кубанской области по установившимся традициям.
Молодежь, сбившись в «гурты», маршем ходила от дома к дому под оглушительные звуки самодельных оркестров.
Ношение звезды и пение колядок продолжалось три вечера, а иногда и больше, но наряду с этим обычаем религиозного свойства, часто можно было услышать и колядки шуточные, исполняемые подростками-детьми для праздничного веселья, вроде следующей:
«Коляд-коляд, колядныця,
Добра з маком паляныця,
А писня нэ така —
Дай, дядьку, пьятака,
А не дасы пьятака,
Визьму вола за рога,
Хоч нэ вола, так тэлыцю,
Та й повэду у крамныцю».
Если поющим ничего за такую колядку не давали, что случалось довольно редко, то далее слышалось и такое пение:
«А в дядька-дядька
Дядыня гладка:
Нэ хочэ встаты
Ковбасы датэ».
Накануне Нового года, в день «Миланки», дивчата ходили под окнами хат «щэд- рувать», т. е. петь песни в честь новолетия, которые назывались «щэдривками». Вечер «Мыланки» считался по народному обычаю исключительно девичьим вечером, и потому молодые парни на улицы в этот вечер не допускались, Чувствуя себя вполне свободными, девушки занимались в этот вечер ворожбой или подслушивали под окнами хат разговоры и по обрывочным словам и фразам старались истолковать свою судьбу. Но больше всего ходили небольшими группами для пения щедривок, и снова слышались всюду по станице возгласы: «Благословить щедрувать!»
— «Бог благословить!» — После чего хор девушек пел щедривку хотя бы такого содержания:
«А в Ерасулимэ рано задзвонилы.
Щедрый вэчир, добрый вэчир,
Добрым людям на здоровья!
Там Дива-Мария по раю ходыла.
Щэдрый вэчир, добрый вэчир,
Добрым людям на здоровья!»...
Ходили также щедровать под окнами и подростки, и малые дети, но у них щедровки были чисто детского, большей частью практического содержания, как например:
«Щэдрык-вэдрик,
Дайте варэнык,
Грудочку кашкы,
Кильцэ ковбаскы!
Щэ й того мало:
Дайтэ кусок сала,
А як дастэ порося,
То й щэдрывка буде вся!»
В канун Нового года вечером хозяин перевязывал неплодородные деревья соломой, по каждому ударял обухом топора и приговаривал: «Як нэ будэ родыты, то буду
рубаты». Жена, стоящая за деревом, отвечала: «Ой, нэ рубай! Послухаю и буду родыты».
Вечером на Новый год ходили ряженые и пели всякие веселые песни, но чаще всего молодые парни водили по станице «козу», которая танцевала и отгадывала всякие загадки. Козою был какой-нибудь ловкий и вертлявый парень, в вывороченном «кожухе», но весь наружный вид ее был так искусно устроен, и она делала такие, уловки, натуральные телодвижения, а также танцевала, кланялась, прыгала и топала? ногами, что получалось полное впечатление, что это живая коза.
Сам замысел, для чего ее водили по хатам на Новый год: когда она танцевала, то вожатые припевали:
«Дэ коза ходэ,
Там жыто родэ,
Дэ коза туп-туп,
Там жыта симь куп»...
Источники:
1. В.И.Чурсина. Духовная жизнь славянского населения Кубани конца XVIII-XX вв.: динамика и традиции народной культуры.
2. Е.Марченко. Рождество Христово в народных обычаях на Кубани.
3. Вэсэли бэ́сэды у дида Хомы Мыгычко.