Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

Русская печь в кубанских хатах - место весьма притягательное для детей. Настолько, что родилось выражение "як каша закопана". Хотя, скорее всего, такая поговорка могла применяться и в других ситуациях.

"Загоны сичас на пичь дытыну, так она тоби:
и глаза повыдыра. А мы – на пичи. Ты шо! У нас русськи печи як каша була закопана, там вси диты. Оцэ мама, було, прыйдэ з роботы чи тут каша закопана, вси собыралысь".
Печь ставили «как в кухню заходишь. Кухни делали большие, патамушо там и исты надо, и гатовить нада. В углу пичь. Тут витиля хлип пичуть. Сбоку плыта шо там гатовить. А чирис плыту на прыпычик, на пичь лазыли».
Печи выкладывались из кирпичей на кирпичном же основании, через потолок на крышу выводился плетеный дымарь, обмазанный глиняным раствором.
Если в семье случался конфликт между отцом и матерью, дети старались укрыться на печи, чтобы невольно не подсмотреть и впоследствии не вынести информацию о ссоре за пределы дома.
В.Воронин в статье "Отец в семье кубанских казаков: статус и функции" подтверждает этот факт:
"Несмотря на жесткий порядок в семье между отцом и женой конфликты не были редкостью. Однако они редко выходили за рамки семьи, и родители старались избежать огласки, например: «Ну, шо там батько з маты — это уже ихнее. Он нам: «На пичь и сыдыть нэ высовывайся, нэ выглядай».

1. О.В. Матвеев. Традиционное жилище восточнославянского населения Ленинградского района Краснодарского края: турлучный дом.
2. О.Г. Борисова. Лексика и фразеология современных кубанских говоров как макросистема. Модель и её реализация.
3. В.В. Воронин. Отец в семье кубанских казаков: статус и функции".