24 января – День памяти жертв расказачивания

24 января 1919 года стало трагической датой для казачества Российской империи.

В этот день был подписан циркуляр «Об отношении к казакам», положивший начало массовому уничтожению русского казачества как сословия. Репрессии советской власти коснулись каждой казачьей семьи. Казаки всегда принимали одну присягу – «За веру, Царя и Отечество», поэтому они считали предателями тех, кто перешел на сторону новой безбожной власти. Казачество стало жертвой безрассудного «красного террора».
Казаки по своей исторической природе и статусу всегда были опорой русского самодержавия, поэтому с первых дней захвата власти большевиками они подвергались яростному истреблению. Уничтожая великих сынов России, удовлетворяя свою кровожадную страсть, большевистские вожди не понимали, да и не могли понять в силу своих природных и приобретенных качеств, как ничтожно они будут выглядеть в панораме истории. Теперь, на расстоянии, все это видят.
24 января 1919 года Яков Свердлов, возглавляющий Организационное бюро ЦК РКП (б), направляет партийным организациям официальное письмо, которое определило политику советской власти по отношению к казачеству. Этот секретный циркуляр «Об отношении к казакам» отличался особой жестокостью и положил начало массовому уничтожению русского казачества как сословия. В этом циркуляре говорилось: «Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против советской власти. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам. Принять все меры по оказанию помощи пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно. Уравнять пришлых и иногородних к казакам в земельном и во всех других отношениях. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания».
В 1920 году начался казачий исход – массовая эмиграция казаков. К началу 1920 года на юге России оказалось несколько сотен тысяч казаков и членов их семей.
Окруженные Красной армией со всех сторон, казаки и белогвардейцы все яснее понимали, что эмиграция необходима. 25 марта 1920 года последние пароходы с беженцами ушли из Новороссийска. Однако десятки тысяч казаков не смогли эвакуироваться из-за отсутствия морских судов. Основная часть Донской армии попала в плен к красным. Такая же участь постигла и многих кубанских казаков. Их судьба была трагична: многих казнили, других отправили в концлагеря.
Вторая волна эвакуации была более удачной. Новый главнокомандующий Вооруженными силами Юга России генерал-лейтенант П. Н. Врангель заключил соглашение с атаманами и правительствами казачьих областей. Отныне донские, кубанские, терские и астраханские казаки передавали главкому власть над казачьими войсками и их денежными средствами. Все это было необходимо для организации казачьего отхода.
Положение Белой армии и казачьего движения все более ухудшалось. Поэтому в ноябре 1920 года из Крыма на 126 судах Россию покинули оставшиеся белогвардейцы, в том числе и казаки. Эвакуировалось около 146 тысяч человек, среди них – 50 тысяч казаков.
Количество эвакуируемых на кораблях в несколько раз превышало норму, поэтому на судах была давка, остро не хватало воды и еды. На кораблях, вышедших из Керчи, многие люди весь путь плыли стоя из-за огромной переполненности пассажирами. Скудное питание и употребление морской воды вместо отсутствующей пресной привели к вспышке эпидемии кишечных заболеваний. В этих условиях размножились паразиты и грызуны, которые усугубляли страдания беженцев.
В эмиграции русские преодолевали тяжелейшие испытания: голод, эпидемии болезней, бесправие, борьбу за существование. Все это заставляло русских казаков расселяться по всему миру, чтобы найти относительно сносные условия для жизни.
Октябрьский переворот 1917 года и последовавшая за ним Гражданская война в России превратили жизнь миллионов русских людей в трагедию. В результате этих исторических событий более 300 тысяч казаков и членов их семей вынуждены были уехать за рубеж. До сих пор неизвестно точное количество убитых казаков, оставшихся в России и попавших под репрессии безбожной советской власти в 20–30-е годы ХХ века. По некоторым сведениям, после отплытия кораблей Врангеля только в Крыму было казнено до 170 тысяч казаков.
После массовых репрессий на русское казачество казалось, что оно навсегда исчезло. Но произошло великое чудо! В наши дни идет возрождение русского казачества. Удивительные люди – казаки: сильные, смелые, ответственные. Нам остается учиться у них твердой вере в Бога и горячей любви к своему Отечеству – России.
Каждый год, 24 января, в День памяти жертв политических репрессий казачества, потомки казаков, священство, и все неравнодушные люди собираются в храмах по всей России, в памятных местах, чтобы почтить память и помолиться об упокоении всех пострадавших.

2