Рубрика исторических фактов «Исторические вехи станицы Полтавской»

В годы с 1921 – 1927 гг. жизнь в станице Полтавской била ключом.

С 1921 года встал вопрос о борьбе с безнадзорностью за деть­ ми. При Полтавском стансовете был открыт детский дом, в котором было 50 душ детей; они по своему социальному положению были детьми рабочих и крестьян, убитых в большинстве в годы гражданской войны. 40 человек из них были круглыми сиротами, а 10 имели матерей, которые жили у зажиточных хозяев за кусок хлеба. К этим детям были приставлены 5 педагогов, которые в две смены работали с детьми, неся и ночные дежурства в спальне детей.
Исполком оказывал социальную помощь нуждающимся. Так с 1 января и по 1 сентября 1924 года выдано было в станице 356 справок об освобождении бедноты от гербового сбора, судебных пошлин и от платы за медикаменты. Кроме того, исходатайствовали лес для постройки 130-ти семьям красноармейцев и бедноты домов, им же совет отдал 4 веялки и плуг для обслуживания хозяйства.
В станице было построено несколько школ. Так, школ первой ступени было 7. В них обучалось 29 групп, всего 1093 ученика. С ними работали 29 учителей и 7 технических служащих. Кроме работы с учащимися учителя выступали с докладами на митингах перед населением, принимали участие в спектаклях и концертах, состояли членами местных кооперативов, и многие из них были уполномочены членами ревизионных комиссий.
В школах второй ступени было 4 группы, в них обучалось 196 учащихся. По социальному составу - это были дети:
Хлеборобов - 123 человека.
Рабочих - 14
Ремесленников – 9
Служащих - 25
Торговопромышленников - 9
Прочих – 16
Обучали этих детей 8 педагогов. Учителей общеобразовательных предметов было 5, два учителя искусства и один инструктор трудовых процессов по сельскому хозяйству. Должность учителя украиноведения была вакантной. При школе работало два технических служащих.
Отапливалась школа вербовыми дровами, учащиеся по необходимости обеспечивались одеждой и обувью. Учебниками и другими пособиями учащиеся обеспечивались за счет родителей и были удовлетворены ими на 40-50%. При школе имелась библиотека, которая обеспечивалась литературой за счет Союза Рабпрос (сокр. Рабочее Просвещение) и Политпросвет. (сокр. Политическое Просвещение). Зарплата учителям выплачивалась не­ регулярно, иногда задерживалась на три месяца и выдавалась лишь частично. Тем не менее, учительский коллектив вместе с учащимися участвовал в празднествах и демонстрациях, устраивал в школе праздники для допризывников, участвовали в литературно-вокально-музыкальных вечерах для учреждений и учащихся, как за деньги, так и бесплатно, читались доклады научно-популярного характера.
Учащиеся проводили вечера памяти Пушкина, народной песни, в хатках-клубах работали среди молодежи по заданию РКСМ, водили учащихся на экскурсии в лес Круглик, Краснодар, проводили «дни борьбы с мышами», субботники по наведению порядка на улице и занимались проведением электрического освещения в станице. При школе был сельскохозяйственный кружок и в него допускались все желающие жители станицы. Для широкого проведения в жизнь школы сельскохозяйственного уклона и создания материальной базы Стансоветом по ходатайству школы был отведен участок 84 дес. В школе в 1924 году внедрялся Далтоновский Лабораторный план (американский метод обучения учащихся в школе путем самостоятельного изучения предмета учащимися), и для его осуществления и закупки книг в библиотеку Стансоветом было выделено 3039 рублей 85 коп. Уже в тот год в школу было проведено электрическое освещение. Это стало известно благодаря отчету заведующего школы Кондратенко Г. в 1924 году в сентябре месяце. (Из архива Краснод. края)
Остается добавить, что школы располагались частично в до­ мах жителей станицы, а в конце 20 - х годов была построена школа № 3 на месте нынешнего стадиона им. Кирова, так называемая "шкилевская школа". Также были построены школы на месте нынешней сш №4, на месте здания больницы, энергосбыта и бывшей аптеки, на месте РДК "50 лет октября".
В 1921 году исполкомом Стансовета было принято решение на месте казачьей педагогической семинарии организовать педтехникум: "Принимая во внимание, что принципиальное согласие на открытие техникума из области получено, исполнительный комитет поручает тов. Приймаку К.П. произвести организационную работу по открытию техникума, а также составить комиссию по организации техникума, изменив и назначив таковую более соответствующих для этой работы лиц: тов. Коблянского А.Г., Ковалева П., Белика Н.С. и Рожкова М.М. взамен и вместе с вновь назначенной комиссией немедленно приступить тов. Приймаку к открытию техникума. (ГАКК, Ф№ 696, оп.1, ед.хр.73, л.24)
В том же году педтехникум был открыт, причем преподавание велось на украинском языке, о чем свидетельствует надпись на фото первого выпуска педтехникума в школьном музее.