Публикация «Народное образование»

Развитие образования в России до XVIII века шло достаточно медленно, а самой системы образования не существовало вовсе, хотя первые школы появились ещё в X веке.

В монастырях, где были сосредоточены самые лучшие библиотеки, обучались дети дворянства и духовенства. Правда, в монастырских школах во главу угла ставилось обучение богословию, древним языкам, но в них также давались основы естественных наук. Впрочем, существовали и частные преподаватели - так называемые «мастера грамоты», однако среди них, как это часто бывает, появлялось немало мошенников, не способных ничему научить. С этим боролись, и по прошествии времени церковный Стоглавый собор 1551 года постановил открыть школы на дому у священнослужителей и чиновников - «добрых духовных священников и дьяконов и дьяков, женатых и благочестивых, имущих в сердцы страх Божий, могущих иных пользовати, и грамоте и чести, и писати горазди».

По примеру Свято-Успенской православной церкви во Львове, где монашеское братство основало высшую школу для детей разных сословий, стали открываться братские школы[1] в Галиции, Подляшье, на Волыни, а также Поднепровье. Целью их создания было обеспечить образование, основанное на православных культурных традициях, в противовес католическим.

Ситуация стала меняться в начале XVIII, когда Пётр I начал свою реформу образования.

В 1701 году он основал в Москве школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр продолжали образование в «верхней» школе.

В 1714 году появились начальные цифирные школы, где ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в России было 42 разносословные цифирные школы.

А ещё были учреждены медицинская школа, морская академия, артиллерийское училище и Академия наук, в состав которой входили гимназия и университет.

Царь-реформатор на этом не остановился, а ввёл учебную повинность. Дело в том, что Пётр несколько наивно рассчитывал на добровольный характер и общественную инициативу в деле обучения, но ошибся. Купцы и ремесленники традиционно учили наследников грамоте сами, одновременно с этим обучали и торговле. В дворянской среде практиковалось домашнее обучение недорослей, для чего приглашались опытные наставники, частенько иноземные. Наконец, церковнослужители отдавали своих отпрысков в религиозные архиерейские школы, которые к 1721 году открылись во всех епархиях…

В общем, царь Пётр сделал учение службой, для дворянских детей обязательной, а в случае уклонения «штраф будет такой, что не вольно будет жениться, пока сего не выучит». Подход к обучению был настолько серьёзным, что побег с учёбы карался смертной казнью, а просьба об увольнении от этой службы каторжными работами. Причём, репрессиям могли подвергнуть и родителей учащегося, уличённого в нарушениях.

В последующие десятилетия вплоть до правления Екатерины II, никаких серьёзных реформ в системе образования России не происходило, а все новшества, в той или иной мере, были продолжением реформ Петра I.

В ноябре 1775 года был принят указ «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи», реформировавший систему местного управления и заложивший основы административно-территориального управления России. На приказы общественного призрения императрица возложила обязанность открывать на местах училища губернского и уездного уровня.

8 апреля 1782 года императрица Екатерина II издала указ о создании системы бесплатного народного образования. Как известно, XVIII-е столетие вошло в историю как «Век Просвещения».

Среди монархов эпохи Просвещения одно из первых мест занимает русская императрица Екатерина II. В 1762 году ее секретарем стал Иван Бецкой, которому правительница в последующем доверила важную задачу своего царствования – реформы в области образования. Ведь, как полагала императрица, прежде чем освободить народ, его необходимо просветить, дать возможность разобраться в собственных целях и интересах, чтобы простой человек не оказался бездумной марионеткой в чужих руках.

Бецкой считал, что новые образовательные и воспитательные учреждения должны не только обучать, но скорее создавать нового человека эпохи Просвещения, которому свойственны рациональное мышление и благородство идей. Вскоре по его проектам открылись Смольный институт благородных девиц, Коммерческое училище, воспитательные дома в Москве и Санкт-Петербурге. Сухопутный шляхетский корпус получил новый Устав, позволяющий воспитывать русских офицеров широко образованными людьми, с интересами, выходящими далеко за пределы рутинной службы.

Но главные реформы начались в 1781 году. Тогда императрица распорядилась провести эксперимент – открыть в столице доступную для простого народа бесплатную школу. В Было основано семь народных училищ, в которых давали двух- или четырёхклассное начальное образование. В 1782 году опыт признали удачным, так что 8 апреля был обнародован императорский указ о создании Комиссии по учреждению народных училищ. В качестве образца была взята австрийская система, хорошо зарекомендовавшая себя в союзной империи, где уровень образования и жизни простонародья примерно соответствовал русскому. Для проведения реформы был приглашен иностранный специалист из Австрии: православный серб Федор де Мириево.

К 1786 году был готов проект новой системы просвещения. Школы получали три учебные ступени: малые (два класса), средние (три класса) и главные (четыре класса), всего 9 классов. В первые 2 года ученик изучал чтение, письмо, основы арифметики и священную историю. Затем переходил к правописанию, изучению политической истории и географии России. На главной ступени изучалась геометрия, всемирные история и география, физика, архитектура и рисование. Особо отмечалось, что в народных училищах запрещены телесные наказания, что по тем временам было невиданным прогрессом. Также утвердили положение о частных школах и пансионах, права которых приравнивались к государственным, но при этом требовалось строго соблюдать высокие стандарты обучения.

Система школы была иерархичной и подразумевала, что на высшие ступени поднимутся только лучшие ученики. Малые училища создавались в каждом уездном городе, несколько средних и одно главное в столицах губерний. Все было продумано до мелочей: учительские кадры должны были готовить создаваемые параллельно учительские семинарии, действующие на базе главного училища. Эти заведения принимали детей всех сословий, за исключением крепостных. Во главе училища стоял директор или смотритель, подчинявшийся губернскому приказу общественного призрения. Екатерина II планировала сделать следующий шаг и создать начальные сельские школы, но события последних лет ее правления: революция во Франции, большая война в Европе, война с Османской империей и Швецией заставили отложить эту часть реформ.

К концу века насчитывалось 550 учебных заведений, в которых обучалось около 70 тысяч учеников.

Народные училища, там, где их успели создать, при императоре Александре I влились в систему русского гимназического образования, на тот момент - одну из лучших в мире.