Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

ШОБ ОТСЛУЖИЛЫ.

Дореволюционный историк и этнограф И.Д. Попко фиксирует в кубанском военном арго середины ХIХ века выражение "перва пАша":
1) первый год военной службы;
2) казак, только что начинающий службу, новобранец’ [цит. по В.П. Чалову [Чалов, 1981, с. 139]), где диалектизм "пАша" буквально означает пастбище, луг, первый подножный корм’.
Проводы в армию - это особая волнительная пора для каждой станицы, села или хутора.
Молодёжи представлялся удобный случай подурачиться, погулять. Старшему поколению - повод вспомнить свои молодые годы, когда многие из провожающих теперь в армию своих сынов и внуки, сами были неопытными "салагами".
Провожая новобранцев, взрослые и старики просиживали за столами до утра, вспоминая о былых временах и военных победах. Беседы прерывались песнями, при этом песенный репертуар был довольно определенным в сюжетном отношении. Большая часть текстов сюжетно была связанна с проводами на службу, тяготами казачьей службы, разлукой с семьей, военными темами. Тем не менее, можно выделить блок песен, приуроченных именно к проводам. Наиболее широко распространенным текстом является «Последний нонешний денечек»:
Последний нынешний дынёчок, ой дынёчок,
Гуляю з вамы я друзья.
А завтра рано чуть свиточок, чуть свиточок,
Заплаче вся моя родня.
Помимо этой песни исполнялись: «Провожала маты, сына у солдаты», «Прощай мий край, дэ я родывся» и др.
Утром все провожающие собирались в доме новобранца. Перед тем как выводить его на двор все присутствующие становились перед Святым углом и молились: «Тетка Лукия, увидев меня, вошедшего в хату с намерением опрощаться, обратилась ко всем гостям и громко сказала: «Ну, давайте ж помолымось Богу, чтоб наш молодой козак добре служыв, та щаслыво до дому вэрнувся». После общей молитвы отец и мать благословляли казака иконой и хлебом: «шоб щаслыви булы, шоб отслужилы».
Заканчивались проводы возвращением гостей в дом родителей новобранца, это было залогом его благополучного возвращения: «апосля, як хлопца вже зобралы, фси
вирталыся у дом к батьку-матэри и продовжалася гулянка, полывалы йиму дорожку».
В структуре рекрутского обряда раннего периода отсутствует заключительная часть – возвращение, встреча солдата со службы. Это объясняется тем, что служили казаки всю жизнь. Уход на сборы и возвращение домой были обычным делом: «Выпроважывали домашнии, батько, маты, жынка ну и усё». Возвращение как отдельный этап рекрутского обряда упоминается в рассказах информантов второй половины XX века.
Существенным является вывод новобранца из общества с обязательным обозначением периода его отсутствия: «Тоди ш провожалы на тры года. Служыты».
Источники:
1. О.Г. Борисова. Лексика и фразеология современных кубанских говоров как макросистема. Модель и её реализация.
2. В.В. Воронин. Обряд проводов на службу в станицах Темрюкского района Краснодарского края.
3. Н.С. Балаценко. Особенности репрезентации лиминального статуса рекрута в региональной обрядовой культуре.
Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко»