Красный угол. Покутя. Бижныця. Святые места казачьей хаты на кубани.
Функциональным центром внутренней части хаты являлся красный угол (покутя, покут). в нем находились образа и стол. Украшению святого или красного угла уделялось большое внимание. Обычно в красном углу помещалось несколько икон, украшенных богато орнаментированными рушниками или одним большим узким полотенцем - набожником (божником). Иногда такое полотенце достигало в длину нескольких метров, концы спускались по сторонам божницы. Середина такого рушника декорировалась зубчатым краем или узкой полоской растительного орнамента и на концах вышивкой либо тканым орнаментом, кружевом.
Иконы устанавливались на специальной простой или резной деревянной узенькой полочке - «божнице» (бижныци). Центральное место в домашней божнице занимали три образа: Спасителя. Божией Матери и св. Николая Чудотворца (Николая Угодника). Образ Божьей Матери был самым любимым, он встречается наиболее часто и в разных иконографических вариантах: Богоматерь «Всех скорбящих радость». Богоматерь Владимирская, Казанская и Ахтырская и др. В малом деисусном чине домашних божниц после Спасителя и Богоматери чаще всего можно было видеть икону Николая Чудотворца, особо любимого и почитаемого святого, считающегося покровителем брака, животных, особенно лошадей. Состав других икон варьировался в зависимости от ряда жизненных обстоятельств, среди них: особенности хозяйственной деятельности, традиции, связанные с миграционным прошлым; местные праздники: иконы святых, имена которых носили члены семьи; семейные традиции; личные предпочтения. В описях упоминаются имена и других святых, чьи иконописные изображения ставили в божницу: Великомучеников - Варвары, Ирины, Пантелеймона, Равноапостольной Марии Магдалины, Святителей Митрофана Воронежского и Дмитрия Ростовского и др., а также иконы, которыми благословляли на брак («благословение») и с которыми освящали дом. Благословляли на брак так: «чтоб жена мужа слухала, а муж жену бэриг и заботился о семье». Вручают молодым икону, дети целуют икону, принимая. Дальше вручают молодым «дывынь»: «Ось вам диты, чашкы, ложкы и хлибына на двох. Тэпэр ты, доню, одризана скыба от хлиба. Иды й не обэртайся, назад дорогы нэмае. Идить, диты с Богом!»
В составе домашних божниц встречались и небольшие иконы «киевской работы».
За стол, не помолившись, не садились.
В случае приближающейся опасности или нападении страха "крестились до викон".
Чаще всего молитвам детей учил отец, затем мать, бабушка. Глава семьи – отец читал вслух Библию всем домочадцам: «Вин прыходэ з цэрковы..., пообидалы, сидаим, бэрэ Еванглию, сида биля плыткы и нас садовэ, сидайтэ. Нам читае, россказуе всэ».
Источники:
1. Н.А. Гангур. Традиционное жилище черноморских казаков (строительный материал и технологии, планировка и интерьер).
2. С.Н.Гетманская.Вера в народной жизни XIX–XXI веков: на примере Темрюкского района Краснодарского края.
3. А.И. Демчук. Свадебный обряд в ст. Анастасиевской.
Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».