Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»
- Подробности
- Создано: 02.07.2025 10:28
УЖ ТЫ КОНЬ МОЙ, КОНЬ....
Конь для казака был гораздо больше, чем просто домашнее животное или символ статуса. Он был подлинным товарищем, от которого зависели успех и сама жизнь казака. Иностранные офицеры-кавалеристы говорили: «Посмотришь на казака — ничего особенного он собой не представляет, человек как человек, самый обыкновенный. Посмотришь на его лошадь — тоже ничего особенного, самая обыкновенная лошадь. Но вместе эти два!.. О, ну их к дьяволу, лучше им не попадаться».
Ф. Елисеев в своих мемуарах постоянно подчеркивает эту таинственную связь между казаком и конем:
"В полках “вице-урядниками” называли казаков, окончивших курс полковой учебной команды, откомандированных в свои сотни, но еще не переименованных в звание “младшего урядника”. Не переименовывали их потому, что еще не открывались вакансии, с которыми было связано жалование, установленное в государстве. Рядовой казак получал тогда 50 копеек в месяц, а младший урядник — один рубль. В каждой части Императорской армии был установлен штат начальствующих лиц из нижних чинов, на который и отпускалось от казны жалование. Таких казаков в сотнях называли черноморцы “выць-урядныкы”, а линейцы — “виц-урядники”. Откуда казаки взяли в употребление это латинское слово — неизвестно. В их понятии это означало — “будущий урядник”, как имеющий на это право, и только тот, кто окончил курс учебной команды и выдержал экзамен.
Не легко было в мирное время дослужиться до звания младшего урядника. В учебную команду принимали молодых казаков, прослуживших в полку около года и прошедшего, следовательно, всю предварительную строевую подготовку. Надо было быть отличным строевым казаком, во всем исправным, и иметь хорошую лошадь. Бывали случаи, что — казак хороший, но конь его плохой, или конь отличный, но казак малограмотный — и они не попадали в учебную команду, куда так стремились."
И в другом месте:
"У казаков строевой конь считался как бы членом семьи. В особенности если он хороший. Его берегли и смотрели за ним, как за дитятей. Несчастье с конем больно отражалось на всех членах семьи..."
Конь - помощник казакам не только на войне.
Кубанцы вспоминали:
"Дэ стари, там и Мали. Мэд тростниковый на конях же давылы. Ось у нас внук, як дэ саман роблять и на той, як Мали булы, з вэчира бижать, у солому позарываюца, шоб тико на конях замис мисыть".
Любой интересующийся кубанским говором человек может встретить множество терминов, характеризующий мирный быт наших предков. И в предметах этого быта также находим участие коней и лошадей.
Вот некоторые из них: щитына — «сапожная нить из конского волоса» , кирпич (кырпыч) — «сухой коровий или конский навоз, используемый как топливо», доливка — «смесь из глины, воды
и коровьего или конского навоза для покрытия земляного пола».
Чеснок с конским навозом применялся при лечении лишая. Стригущий лишай мазали жидкостью, которую выдавливали из конского навоза. При отравлении алкоголем, следовало напоить больного "Марьиной травкой" (выжать в стакан конский навоз и дать выпить больному).
Источники:
1. Е.В. Годовова. "Уж ты конь, мой конь, ты товарищ боевой". Конь в повседневной жизни казака (вторая половина XIX - начало XX вв).
2. Ф.И. Елисеев. С Корниловским конным.
3. Л.А. Исаева, Т.А. Епатко. Лексико-семантическое поле вербализаторов концепта конь/лошадь: общекультурная и региональная специфика.
4. В.В. Воронин. Некоторые аспекты мужской субкультуры кубанских казаков: детско-подростковая группа.
5. М.В. Семенцов Использование средств и продуктов животного происхождения в народной медицине кубанских казаков.
Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко»