Литературный час «О, Первый Петр! Во всем ты первый»

«О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?».
А.С.Пушкин

Михаил Ломоносов почитал Петра - великого собирателя земель, неутомимого работника и ученого мужа. Рожденны к скипетру, простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки, Когда он строил град, сносил труды в войнах, В землях далеких был и странствовал в морях, Художников сбирал и обучал cолдатов, Домашних побеждал и внешних супостатов. «Надпись 1 к статуе Петра Великого».

Несколько по-иному видит своего героя Александр Сергеевич Пушкин. Поэт неоднократно возвращался к образу Петра I в различных своих произведениях: “Арап Петра Великого”, “Медный всадник”, “Полтава”.

Для Пушкина Петр неоднозначная фигура. В поэме «Полтава» — он царь - труженик и великий полководец, за которым русские войска смело идут в бой и побеждают. Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Но, обратимся к поэме «Медный всадник».

С одной стороны Петр все тот же деятельный и дальновидный правитель, желающий «В Европу прорубить окно…», а с другой стороны он — «горделивый истукан», который своей роковой волей направляет жизнь целого народа. Над возмущённою Невою Стоит с простёртою рукою Кумир на бронзовом коне. «Медный всадник» 1833 г.

Образ Петра I волновал Алексея Николаевича Толстого свыше двадцати лет. Этой теме посвящены: рассказ «День Петра» (1917 год), трагедия « На дыбе » (1928 год), роман « Пётр Первый » (1945 г.).

Толстой начал работу над романом в 1929 году. Две первых книги были закончены к 1934 году. К сожалению, третья часть была не завершена.

Роман максимально приближен к реальным историческим событиям. «В моем романе центром является фигура Петра I» - писал Толстой.  

Как же изобразил царя писатель? Его герой дан в развитии. Мы видим, как на протяжении романа Петр Первый мужает и из неуверенного в себе и пугливого подростка вырастает в сильную личность.

Ведущими качествами Петра в романе становятся присущие ему от природы воля, энергия, любознательность, решительность и активность. Он многому научился и уже в молодости знал 14 ремёсел. Он был плотником и каменщиком, кузнецом и штукатуром, кораблестроителем и сапожником. Но более всего он любил работать на токарном станке.

«Знаю четырнадцать ремесел, но еще плохо, за этими сюда приехал. » — говорит Петр немецкой принцессе. Самая поразительная черта характера, которая удивляла и иностранцев, и своих, — это то, что Петр не гнушался иметь дело с простыми людьми. Более того, ради дела ему незазорно было подчиняться ремесленникам, которые называли его запросто по имени.

Небезызвестный факт, что Петр I четыре месяца провел в голландском городке Заандам, обучаясь корабельному мастерству. И все это время он усиленно скрывал свой титул и свое настоящее имя. Петр учился не только ремеслам, но и наукам, искусствам, особенно военному делу. Знал он и несколько иностранных языков, лично экзаменуя людей, посланных за границу.

Недаром Пушкин писал о нем: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник.

«Царь мечтает сделать Россию мощным государством, способным занять подобающее ей место среди европейских государств. Это удается Петру, но ценой неимоверных усилий, напряжением всех сил. Царь проявляет недюжинные организаторские способности, он сплачивает вокруг себя таких же волевых, смелых и инициативных людей, с помощью которых одержит в дальнейшем военные и трудовые победы.

Толстой не приукрашивает своего героя, он показывает, что царь не щадит не только себя, но и окружающих. На смену умирающим строителям Санкт-Петербурга прибывают новые и новые, но эти жертвы не бессмысленны. Петр по-своему заботится о людях, он требует от Меньшикова, генерал-губернатора Санкт-Петербурга, чтобы тот обеспечивал людей нормальным питанием, одеждой, не губил людей зря, прикрываясь высокими целями.

Толстой правдиво показал жестокое время, когда отдельная жизнь ничего не стоила, особенно жизнь крестьянина. Так в русской литературе сложился традиционный портрет Петра Первого - царя-строителя, царя-плотника, жестокого, но справедливого, сумевшего повернуть свою страну на путь, ведущий из прозябания и изолированности к прогрессу, к введению русского государства в круг передовых государств в качестве великой державы.

Личность Петра Первого имела огромное значение для всей истории России. Его можно смело назвать создателем русской культуры нового времени, его преобразования оказали значительное влияние на ход исторического процесса.

Фигура Петра I в литературе восемнадцатого века монументальна. Он - образ идеального государя, великого мужа, который создал страну своими усилиями. Художники восемнадцатого века стремились к созданию национального эпоса, в центре этого эпоса непременно должен был стоять Петр I.

Кантемир писал «Петриду», Ломоносов - «Петра Великого», но эпоса в широком понимании Россия так и не получила. Идеализация образа Петра в восемнадцатом веке сменяется множеством неоднозначных трактовок в девятнадцатом.

Многократно к этой теме обращался великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Петр в поэме «Медный всадник» предстает нам как бы в двух ипостасях. Первая — это «Он» в «Предисловии», заложивший Петербург. Вторая — это «кумир на бронзовом коне»: 

Петр, как и любая сильная личность, привлекает к себе внимание литераторов. Каждый подходит к этой теме по-своему, и разнообразие точек зрения делает её по-настоящему интересной. 

Петр Первый 1

Петр Первый 2

Петр Первый 3

Петр Первый 4

Петр Первый 5

Петр Первый 6

Вернемся в прошлое на миг, листая старые газеты

Газета «Голос правды», статья от 1968 года.

Интересно, разнообразно.

При Доме пионеров в дни летних каникул была организована комсомольско - пионерская агитбригада, в которой принимали участие 38 учеников школ станицы Красноармейской. Ребята побывали с концертами в бригадах, на фермах, отделениях колхозов им. Кирова, им. Мичурина, у рабочих ПМК№11.

Участники агитбригады провели дружескую встречу с детьми детского сада №2. Тепло встречали нас ребята в пионерском лагере «Чайка» колхоза имени Калинина, где мы также выступали с концертом, провели спортивные соревнования, игры.

Интересно и разнообразно ребята провели свой отдых в туристическом палаточном лагере на берегу Черного моря, который был организован штабом «Беспокойные сердца». В лагере работал магазин «Ротозей». Заведовал им шестиклассник Василий Кисляк. В его обязанности входило собирать потерянные ребятами вещи. Но так как ребята не ротозейничали, Васе приходилось скучать. Рядом со столовой приютилось кафе «Обжора». У входа в него – предупреждающая надпись: «За обедом не пищать, а то добавки не видать».

После игр, соревнований у всех ребят был отличный аппетит.

Каждый вечер в лагере работала площадка «Веселый турист». Сюда приходили те, кто любит смех и шутку.

Неизгладимое впечатление у ребят оставило проведение морского праздника «Нептун». В нем принимали участие почти все отдыхающие в лагере.

Каждый вечер мы пели песни, танцевали, проводили массовые игры, и во всем этом нам помогал наш неразлучный баянист Владимир Карамышев.

22

Экскурсия «Комиссар Дудин»

27 июля для детей летней площадки школы №1 прошла экскурсия «Комиссар Дудин» по залу Великой Отечественной войны.

Ребят не оставил равнодушным рассказ о подвиге летчика Н.М. Дудина.

Школьники узнали, что 28 июля 1941 года в воздушном бою Николай Максимович совершил атаку, уничтожив «мессершмидт» таранным ударом.

22 октября 1941 года за этот героический подвиг Николаю Максимовичу Дудину было присвоено звание Героя Советского Союза.

22