Воспоминания Ермолич Лилии Георгиевны о школьных годах в СШ № 10 (МБОУ СОШ № 1):
«Я – Ермолич (Апенкина) Лилия Георгиевна, окончила СШ №10 в 1959 году. И я – «нетуташняя», как говорили станичники, а приезжая. В 8-м классе у меня был один коллектив, а 9 и 10 класс заканчивался с учащимися, пришедшими из школы № 7, которая в то время была семилеткой. Класс наш был дружный.
1967 год. Осень. Я вхожу в фойе школы и вижу знакомую огромную картину «Ленин на брусчатке на Красной площади». Картина на старом месте. Её нарисовал Севостьянов Василий Степанович, учитель рисования нашей школы.
Вот доска, где фамилии золотых и серебряных медалистов. Много знакомых имен. Направо по коридору, на старом месте, кабинет директора. Только теперь школа № 1, и директор не Пуля Иван Васильевич, а Бублейник Петр Афанасьевич.
Нет перед окнами коридора ряда больших фикусов на самодельных подцветочниках с белыми салфетками, уголок у которых вышит в ришелье.
Вспоминается, как 1 апреля девчонки становились жертвами розыгрышей со стороны одноклассников, робко входили в кабинет директора со словами: «Вы меня вызывали?». Заподозрить мальчишек было нельзя, ибо одноклассница была и членом ученического комитета, или пионервожатой в младшем классе. Иван Васильевич же или усмехнется, или же рассмеется, сказав: «Еще одна непомнящая о сегодняшнем числе». Никогда не сердился он на это.
Когда Петр Афанасьевич на перемене шел по коридору школы, то на этаже сразу становилось еще тише. Он возвышался над всеми, чувствовалось, что идет хозяин, руководитель и просто любимый учитель. Никогда не повышал голоса. Улыбался, но мог меткой фразой поставить на место ученика. Пользовался уважением в учительском коллективе.
Это был один из директоров (на моем веку), который ценил труд учителей начальных классов, ибо видел, сколько времени занимает у его жены подготовка к урокам, проверка ученических тетрадей, подготовка любого внеклассного мероприятия (а в классе – 40-42 ученика).
Я начинала работать в школе с Евдокией Андреевной Бублейник. Она была скромным и знающим педагогом. В начальных классах работала и Пономаренко Тамара Тимофеевна, которую ласково звали «Тэ-тэ», и Орехова Алина Ивановна. Окончив пединститут, первая стала работать математиком и пошла со своим классом дальше, проучив их с 1-го по 10-й; вторая же ушла в РОНО, а затем стала работать завучем в нашей начальной школе.
В нашей школе работали прекрасные учителя. Прежде всего, мои учителя: Холявко Петр Семенович (классный руководитель, физик), Токарь Стефан Васильевич (завуч школы, вел немецкий язык), Краузе Константин Антонович (физрук), Бигдан Николай Ильич преподавал географию.
И неподражаемый известный Крыгин Борис Михайлович, любимый «БэКа», требовательный и справедливый химик. Это у него я ни разу не схлопотала «кол пожизненно». Но однажды ожидала двойку, на получение которой уже себя настроила, ибо подсказала у доски однокласснице, не выучившей урок, но обошлось, однако, мягким наказанием. Прозвучала такая тирада: «Она не учила урок, занималась прополкой бровей, видно, была в стойле (танцплощадке), а ты за отвеченный урок получаешь не «5», а «4». БК – так расписывался он в наших дневниках.
Никогда и никто на него не обижался, ибо в его глазах не было зла, унижения. Он давал нам крепкие знания.
И, конечно, любимая, высококвалифицированная, излучавшая тепло и радость Антошкина Мария Алексеевна, о которой я еще не знала, что она совершала поистине гражданский подвиг во время оккупации станицы. Мне повезло, что я не только училась у нее, но и работала с ней.
Теперь мои школьные учителя стали моими коллегами».