Последние жестокие бои с белогвардейцами на Кубани проходили в 1920 году.
Станица Полтавская множество раз захватывалась то белогвардейцами, то красноармейцами, даже по несколько раз в один день, и что интересно, много было со стороны белогвардейских офицеров и рядовых, проживающих в этой станице, а со стороны Красной армии то же командиров и бойцов с той и другой стороны имелись семьи, которые хорошо знали друг друга, а некоторые были соседями и до гражданской войны дружили и гуляли вместе. Существование казака-труженика, хлебороба с иногородними рабочими профессиями являлось закономерной необходимостью, рабочий иногородний не мог жить без хлебороба, а хлебороб без рабочего-профессионала, но гражданская война нарушила эту необходимую зависимость дружеских отношений и породила жестокий антагонизм, смертельную ненависть друг к другу.
В партизанские отряды, в Красную армию шли в основном иногородние, не имеющие ни земли, ни скота и несколько беднейших казаков, они сознательно шли за власть Советов, за большевиками против эксплуататоров-помещиков и кулаков, против белогвардейской Добровольческой армии, развязывающих гражданскую войну, которая стремилась восстановить частную помещичью капиталистическую собственность, узаконить эксплуатацию труда.
Очень много зажиточных, середняков и даже бедных казаков нашей станицы, основные труженики земли, поддались агитации верхушки-белогвардейской Деникинской армии и вошли в ее состав, вели смертельную войну против создавшихся советов трудового народа, а при захвате станицы командный состав белогвардейцев устраивал пытки и издевательства над семьями партизан, некоторых расстреливали, а других избивали винтовочными шомполами и упругими плетями до безсознания, чего не делали и не мстили партизанские отряды и красноармейцы, а настойчиво разъясняли населению мирную политику. В результате в дальнейшем большинство казаков, служивших в белогвардейской армии, после полного разгрома, не ушла за границу ни с Деникиным, ни с Врангелем, а вернулись к своим семьям в станицу и занялись обработкой земли. Но наделы земли установились станичным советом по справедливости, равномерно по составу всей семьи из расчета на мальчиков и девочек. Большие размеры земли кулаков, атамана, церковников и помещиков были сразу конфискованы. Однако антагонизм, порожденный в период гражданской войны между казацким и иногородним сословием, существовал еще более десяти лет, который был распространен и среди детей, особенно школьного возраста.
Между ними часто возникали споры и драки. Казацкие дети дразнили иногородних «хамсел» и «гамсел» (значение этого слова объяснялось якобы тем, что иногородние селились в станице по-хамски, незаконно), или босяк, «босявило» (иногородние дети жили очень бедно и многие ходили босые), а иногородние дети дразнили их «куркуль» или «кучут». Значение этих слов трудно объяснить, но воспринимались они очень болезненно и порой доходило до драки.