Я пришла в школу работать в 1976 году. Сразу меня назначили зам. директора по учебной работе и учителем географии.
Был тогда директором школы и учителем Анатолий Николаевич Нудьга, завучем работала Комарова Ирина Васильевна, организатором – Мелешко Мария Лукинична.
Что касается завуча, то для меня это была новая, неизвестная, трудная работа, которую я познавала с опытным наставником. Задачи тогда стояли перед школой научить каждого ученика учиться самостоятельно. Большие задачи ставили Районо и КрайОНО: переход на кабинетную систему.
Я работала в ст. Староджерелиевской учителем географии. Как оборудовать кабинет географии, я уже тогда знала. Кабинет отвечал всем требованиям. Поэтому, когда я пришла в первую школу, я принесла туда опыт предыдущей работы. Кабинет географии я оформила с помощью шефов. Тогда была развита шефская помощь, и они помогали, и родители помогали. В кабинете все было сделано: и раздвижная передняя стенка с раздвижными досками, и средства ТСО: магнитофон, диапроектор, кинопроектор. Все было очень, очень удобно.
Первая школа была одной из самых красивых школ в районе. Школа работала в 2 смены, в классах было по 45 учащихся. В связи с тем, что школа была переполнена, решили строить пристройку в 3 этажа. Когда вся стройка была закончена, я попросила выделить 2 этажа под начальную школу. Очень хотелось создать комфортные условия для начальной школы, для учебы, воспитательной работы младших школьников. На эту просьбу директор Григорьев Алексей Николаевич откликнулся положительно.
На пороге 1-е сентября. В комнатах только стены, и ничего больше, даже досок не было. Собрали родительское собрание, и я родителям объяснила, что можно иметь не классную комнату, а кабинет. Проинформировала, проконсультировала, познакомила с едиными требованиями. Все родители отнеслись с пониманием к этой проблеме. Стали в лабораторных комнатах накапливать строительный материал.
Раздаточный материал, который учитель составлял эстетично, позволял проверить на всех этапах урока усвоение программного материала. Каждый учитель начальных классов – это индивидуальность, творческая личность, мастер своего дела, работал над совершенствованием своего профессионализма. Обладал человеческой мудростью, что помогало ему верно поступать в той или иной ситуации. Было 4 параллели классов. Я очень часто посещала уроки. Тема урока одна, а формы проведения уроков разные, потому что учитель вкладывал всю свою душу в педагогическое мастерство проведения урока. На уроке создавался такой психолого-педагогический климат, который побуждал каждого учащегося учиться.
С введением новой кабинетной системы стали меняться результаты работы учителей начальных классов. Мы даже не ожидали, что у нас так получится: знания учащихся повышались. Стали проводить семинары на базе нашей школы для учителей начальных классов района, для завучей, для директоров школ. Приезжали и методисты с комплексной проверкой из Института усовершенствования учителей начальных классов. Наша работа получила высокие оценки.
Кто же из учителей начальных классов работал в то время?
Чернявская Нина Васильевна – она проходила аттестацию, и ей присвоили звание методиста. Ермолич Лилия Георгиевна – методист.
Это настоящие учителя-методисты. Алексеенко Анастасия Сергеевна, Котенева Мария Степановна, Малычева Мария Тихоновна, Дударева Людмила Филипповна, Вильховская Лидия Филипповна, Пташникова Мария Андреевна, Полякова Зоя Васильевна – это золотой фонд учителей начальных классов, которым по плечу были и открытые уроки, и внеклассные мероприятия. Они закладывали прочный фундамент знаний в учащихся 1-й ступени обучения, т.е. начальных классов.
Я курировала географию, химию, биологию и трудовое обучение. Хочу приятное сказать в адрес всех учителей: мне было с ними очень приятно работать. В школе работала учителем математики Аскольская Надежда Степановна. Это глыба во всех отношениях. Ее знали в крае, районе. Она проводила уроки на высоком методическом уровне, конструировала урок по любой модели обучения, включая авторские. Это Педагог с большой буквы.
Первая школа была не только первой по порядку чисел, а и во всех делах: по количеству медалистов, победителей олимпиад. 75% учащихся поступили в высшие учебные заведения нашей страны, в т.ч. Москвы и Ленинграда. Это была самая большая сельская школа края. В школе работало более 80-ти учителей. Это методически грамотный целеустремленный коллектив, которому по плечу были все задачи. Сплоченности, работоспособности этого коллектива завидовали учителя края. Я горжусь тем, что мне в жизни повезло работать 10 лет в первой школе.
Горовая Нина Алексеевна