Из воспоминаний ветерана Малюга Степана Захаровича о создании совхозов и деятельности Д.П. Жлобы

Из воспоминаний ветерана Малюга Степана Захаровича о создании совхозов и деятельности Д.П. Жлобы.
К концу 1930 года в Плавстрой стали прибывать первые американские тракторы фирмы «Катерпиллар» с письмом от Джонсосна Армторга к Ж. С первыми тракторами прибыли и американские мастера, которые обучили наших, в прошлом габарей, работе на тракторе. Техника продолжала прибывать и к концу 1931г.
«…Я начал работать с 1931 года, кода Жлоба Д.П. начал строить рисовую систему в Тиховском рисосовхоже под Красным лесом. Рисовое поле мы строили вручную. Лопатами набрасывали валики, Ивановский канал рыли экскаватором. Все экскаваторы, а их прислали больше 20 штук, были иностранными: американские, немецкие, английские. Они составляли экскаваторный парк… Первая контора была у Красного леса со стороны Ивановской. Из станицы Ивановской привезли старые деревянные сараи и сделали контору и жилые домики. Потом разбили парк на 3-4 участка, закрепляя по несколько экскаваторов на участке и начали расширять Ивановскую, Тиховскую, Черкесскую и Красноармейскую системы. Соответсвенно, создавались совхозы: Тиховский, Черкесский, Красноармейский. Красноармейский рисосовхоз включал земли, ныне принадлежащие второму отделению или пос. Краснодарскому Красноармейского ГПЗ и 9-му отделению нынешнего колхоза им. Мичурина. Контора бывшего Красноармейского рисосовхоза располагалась в ст. Красноармейской за железной дорогой в сторону Телегина. Одна из эксколонн оказалась на территории ст. Полтавской, потом Красноармейской. Д.П. Жлоба был требовательным и рачительным хозяином «Плавстроя».
Он ставил вопрос о высокой культуре производства, добивался высоких показателей, но не только жёсткостью в руководстве, но и заботой о людях…
С восторгом к деятельности Жлобы Д.П. относились не только американские капиталисты, но и все, кто с ним работал под его руководством, а также дети, бывшие безнадзорные, которых он находил, одевал, обувал, кормил, обучал специальности за свой счёт, и они были самыми надёжными сподвижниками-жлобинцами. И хотя в 1937 году он и его сподвижники были арестованы, но след их трудов дал хорошие всходы. Рядом с Красноармейской экскаваторной колонной появилась необходимость иметь мастерские, и они были созданы. Эксколонна была переведена на Манычстрой, а в 1936 году возвратилась в станицу Красноармейскую и стала называться РЭС-районно-экскаваторная станция – при Наркоземе, а мастерские назывались РТНТ. В эксколонне накануне оккупации «…имелись склады, автомобили, экскаваторы. Каждый экскаватор берегли, списать было почти невозможно, т.к. ремонтировали все сами,- вспоминает С.З. Малюга,- меняли основные детали, узлы. Москва частично поставляла, частично ездили на заводы за запчастями. Было централизованное поступление, за что эксколонна расплачивалась со своего спецсчёта. Много зависело от тех, кто руководил эксколонной… Когда я вернулся в 1953 году, эксколонна носила название «ПМК 11».
Информация из книги: «История станицы Полтавской (Красноармейской)», автор Александрова В.П., 2002 г.