Василий Сергеевич Юдов из колхоза имени Кирова, учительница школы – интерната Елизавета Ильинична Гринберг просят рассказать о происхождении названия нашего районного центра.
Полтавская – Красноармейская
Многие читатели знают, откуда произошло название нашего районного центра. Автору остается сказать лишь о некоторых деталях – скорее исторического. нежели топонимического характера.
В 40-х годах XVI века на одном из островов Днепра возникло укрепленное поселение – Запорожская Сечь. Его основатели были выходцами из разных городов и сел Украины: Канева, Корсуни, Полтавы, Умани и других. Каждое землячество имело в Сечи свой курень (казарму). За насельниками острова закрепилось тюрское название казаки. Означавшее в переводе на русский язык «вольные люди».
Запорожцы прославились активной борьбой с литовскими, польскими, турецкими и татарскими захватчиками. Они принимали деятельное участие в народных восстаниях, руководимых Кондратом Булавиным и Емельяном Пугачевым. В июле 1775 года «…за оскорбление императорского величества через поступки и дерзновение, оказанное от сил казаков…» Екатерина II приказала генералу П.Текелю разрушить Запорожскую Сечь.
Однако через восемь лет царское правительство вспомнило о казаках: они понадобились для того, чтобы подавить выступление крымской знати. А в начале 1788 года, в самый разгар войны с Портой Оттоманской, вышел указ об организации Войска верхних казаков.
Ободренные высочайшим вниманием казаки, не щадя живота своего, сражались «на суше и водах». Летом 1789 года они вместе с регулярными войсками брали крепость Очаков. Бесстрашными воинами зарекомендовали себя запорожцы во время осады и штурма легендарного Измаила.
За проявленные подвиги новое казачье войско было наречено черноморским. Для постоянного поселения императрица Екатерина II «любезно» пожаловала ему «остров Фанагорию (Тамань). Со всей землей. Лежащей на правой стороне реки Кубани от устья ее к Усть-Лабинскому редуту». В 1792 году потомки запорожцев переселились в эту «совершенно пустующую и никем не занятую местность». Полтавский курень привел на Кубань полковник Лукьян Тиховский.
В 1794 году черноморское войсковое начальство разработало «Порядок общей пользы». В соответствии с этим документом куренные селения приурочивались к 24 сторожевым постам. Которые цепью тянулись вдоль Кубани. Ошибочность такого расселения сказалась сразу же: население стремилось уйти подальше от огненного рубежа. Тогда начальство наметило 40 мест для поселения и распределило их между куренями по жребию.
Полтавский курень волею судьбы оказался в нескольких верстах от дороги Екатеринодар – Тамань, в крутой излучине ерика Сухая Ангелика («Мокрой» Ангеликой тогда был теперешний Ангелинский ерик). Имя куреня со временем распространилось и на отмерший водосток: Сухая Ангелика стала Полтавским ериком.
Потом в дельте Кубани, на правом берегу Протоки, появились многочисленные хутора с полуофициальным названием Полтавские. А когда в начале XX века Восточное Приазовье пересекла железная дорога Ростов – Новороссийск, одна из ее станций также получила наименование Полтавская.
В 30-х годах после раскулачивания и выселения зажиточных казаков, выступивших против Советской власти, станица Полтавская была заселена демобилизованными военнослужащими и членами их семей. Тогда же по их предложению станица была наречена новым именем Красноармейская. Станица сразу же приобрела «тезку» в лице Красноармейского городка – небольшого поселения, которое вскоре отошло к Славянскому району.
В последующие годы имя запорожского куреня было возрождено в названиях поселка, ошибочно величаемого Зеленским, и молодого рисосовхоза. Возрождено, разумеется, косвенно, ибо поселок наречен по ерику Полтавскому, а совхоз – по хутору Полтавскому.
Так появились в нашем районе географические названия, восходящие к именам далекого украинского Полтава и славной Красной Армии.
Б. РЕШИТЬКО, член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.